У семьи Залбовичей из Индрской волости Краславского края в собственности около 3000 гектаров земли, а ещё 1000 они арендуют. Сейчас в хозяйстве постоянно работает около 40 человек. Выращивают в основном зерно, бобы и рапс. Дмитрий Залбович рассказал, что пока находят варианты с приобретением новых участков у владельцев из Швеции.
«Шведы покупали землю с одной целью — засадить эти участки лесом. Однако законы изменились, поэтому у них остались участки по 10-15% от общей площади – сельскохозяйственные угодья, которые они сдают. Есть мелиорированные поля, которые по закону никак нельзя засадить лесом, и эти они сдают. Договориться всегда можно — вопрос цены. В большинстве случаев мы стараемся не гнать эту цену вверх».
Эксперт по сельскохозяйственной политике из общества «Крестьянский Сейм» Мартиньш Тронс уверен, что половина латвийских крестьян готовы покупать или арендовать новые участки. В плане национального развития записано, что до 2020 года в Латвии должны обрабатывать 2 миллиона гектаров сельхозземель. Сейчас в стране распахано около 1,9 миллиона гектаров.
«На данный момент в Латвии около 250 тысяч гектаров сельхозземель, которые не обрабатываются. Где-то кусты растут, где-то проблемы с мелиорацией. Сейчас, может быть, где-то 100 тысяч гектаров земли, где все заросло кустарником. Есть еще 100 тысяч, где не так сильно заросло».
Так сложилось из-за земельной политики в 90-х годах, считает Тронс. Тогда землю оформляли наследники владельцев участков в период первой республики. Большинство из них уже не имели отношение к крестьянству, но в права собственности вступили. В итоге земля постепенно зарастала. «В принципе, на сегодняшний день возможность развиваться только в таких площадях, которые не использовались для сельского хозяйства. Надо вкладывать деньги, чтобы всё привести в порядок — вырубить кусты, мелиорацию восстановить. Есть ещё земля, которая до этого использовалась только для того, чтобы получать субсидии. Это была, если так можно сказать, законсервированная земля».
Залбович объяснил, что новые площади удаётся получить, разрабатывая заросшие участки. «Мы сейчас в основном разрабатываем свои поля, но и арендные не оставляем в стороне. Приобрели бульдозер, который равняет старые фермы, стараемся навести порядок, увеличить поля».
У Айвара Йонанса из Даугавпилсского края за восемь лет работы около 400 гектаров земли, на которой крестьянин в основном выращивает зерновые культуры. «Хорошей сельскохозяйственной земли нет или её очень мало. В основном это участки, заросшие кустами, или не очень удачный рельеф, слишком холмистый. Крестьяне не горят желанием обрабатывать такие участки, но это другой вопрос».
Председатель Латгальского объединения сельскохозяйственных производителей Айнар Бернанс отмечает, что сейчас крестьяне в регионе находятся не в лучшей ситуации из-за неблагоприятных погодных условий в последние два года. Этот сельскохозяйственный сезон станет временем выживания, объясняет он, поскольку в один год крестьяне пережили обильные осадки, на следующий год засуху. За это время они постоянно подсчитывали убытки. Этот год — год надежд, когда можно вырастить урожай. От этого будет зависеть возможность развиваться хозяйствам дальше.
Впрочем, новые площади не гарантируют развитие. Издержки могут быть выше, чем прибыль от работы. В итоге стоит сосредоточиться на имеющихся площадях. Тронс из отмечает, что завышенные цены делают бессмысленными приобретение новых гектаров «В Латвии есть регионы, где люди в принципе не готовы покупать землю за такую цену. Там нет логики, покупать так дорого и заниматься сельским хозяйством. Это в Земгале. Но надо понять, что и в Латгалии, и в Видземе есть своя рациональная цена за землю. Покупая землю, у вас должна быть идея, что вы будете на ней работать и надо ещё платить кредиты».
Йонанс считает, что его крестьянское хозяйство развивается оптимально. Ежегодно он арендует или покупает 10-20 гектаров новой земли. Залбович считает, что сейчас нет цели увеличивать площади. Главная задача сохранить и развивать, всё созданное за последние десять лет.