«Санкции — всегда непростой вопрос. Мы никогда не знаем наверняка, будут ли они эффективны и не заведут ли ситуацию к эскалации», — отреагировал профессор на вопрос, не опаздывает ли Европейский Союз с введением жестких мер, которые могли бы повлиять на Минск или на других игроков, которые так или иначе способствуют притоку мигрантов на белорусско-польскую границу (до которой аналогичному по сути давлению подверглись границы Литвы и Латвии).
Как уже сообщал Rus.LSM.lv обсуждается возможность введения санкций против авиакомпаний и аэропортов, которые участвуют в поставке мигрантов из Ирака, Афганистана, стран Черной Африки на белорусско-польскую границу.
«Эти санкции могут быть не такими уж эффективными. Да, мы можем ввести их в отношении каких-то авиалиний из некоторых южных стран. Но если, например, мы говорим про Turkish Airlines, то они летают по множеству в разных направлений в Европу. Это всё-таки еще и вопрос отношений с государством [Турцией] на довольно высоком уровне», — объяснил Андрис Спрудс, в чем сложность такого решения.
А ведь еще есть «Аэрофлот», так что, по его словам, тут существует риск создания дополнительного напряжения в отношениях с Москвой, если санкции накроют и эту авиакомпанию.
Поэтому, считает профессор, у Евросоюза на самом деле довольно ограниченный набор инструментов для решения нынешнего кризиса.
Одним из самых действенных может стать временное закрытие польско-белорусской границы.
«Обсуждается и закрытие границы не только для мигрантов, но для всего: и для торговли, и для транзита. Это уже было бы довольно болезненно и для Беларуси. Но
потенциально это повлияло бы и на транзит российский и ещё вдобавок китайский.
Потому что 10% потока транзита в Европу идёт через белорусско-польскую границу. Здесь, наверное, можно поднять ставки: если уже надо закрывать, то закрывать. Но это может быть довольно болезненно для всех», — считает директор Института внешней политики.
При этом он не считает, что глава Беларуси Александр Лукашенко таким образом сигнализирует о полном разрыве отношений с Европой. Наоборот.
«Лукашенко хочет разговаривать с Европой, это его попытка разговаривать. Он дает сигнал, что вы без меня никуда, так что, пожалуйста, разговаривайте со мной, иначе я вам создам проблемы. Он сейчас полностью зависим от России, от господина Путина и здесь у Лукашенко есть свои интересы, свои повестка дня», — пояснил гость «Подробностей».
Ранее министр обороны Артис Пабрикс в эфире LTV заявил, что ситуация на белорусской границе как минимум удобна Москве, так как позволяет ей на правах «старшего брата» сесть за стол переговоров с ЕС, чтобы предложить решить ситуацию.
В Латвии за девять месяцев этого года запросили убежище уже более 500 иностранных граждан. 450 — лишь за последние два месяца. Это рекордные показатели.
19 октября правительство продлило ЧС на приграничных территориях до 10 февраля 2022 года.