Презентацию устроила Латвийская торгово-промышленная палата. Авторы опросили сами министерства, что те думают о качестве своей работы — правда, из 13 госучреждений им ответили всего шесть. Спросили и мнения приглашенных экспертов (в качестве фокус-группы). Оценивались такие критерии, как ясность поставленных задач, эффективность, гибкость, вопросы репутации, достаточность уровня образования среди сотрудников и другие, говорит автор исследования, декан факультета управления предпринимательской деятельностью высшей школы «Туриба» Зане Дриньке:
«Если мы посмотрим на то, что сделано, то и в отчете Госконтроля о планах и результатах реформы госуправления достаточно четко указано, достигнуты ли цели в сфере экономии, целесообразности и эффективности. По индикаторам можно сказать, что это выполнено частично. То же показано и в исследовании.
Если в связи с этим посмотреть на эффективность публичного управления — то и здесь есть что делать. Поскольку и в интервью экспертов было многократно отмечено, что какие-то цели достигнуты, но все же часть из них достигнута лишь формально, и работа сделана лишь формально».
Среди выводов исследования — необходимость министерствам принимать решения на основе фактов и данных, объективных показателей, сокращать объем привлеченного человеческого ресурса, в перспективе, на 30%, уменьшать формальный подход и, конечно, переходить на цифровые решения в работе и обслуживании клиентов, отмечает Зане Дриньке:
«Показатели эффективности услуг должны быть публично доступными, понятными, возможно, определены заново. Документы планирования и домашние страницы министерств могли бы быть более полезны, составлены по единой форме, как это сделано, например, в Эстонии. Стратегический подход к тому, какой должна быть репутация государственных учреждений, определенно нуждается в улучшении».
На презентации исследования присутствовали и представители той самой системы госуправления. Вот что отметила, ознакомившись с отчетом, Даце Гайле, руководитель администрации Министерства экономики:
«Со многими выводами, конечно, нельзя не согласиться — например, по вопросу о раздробленности и конкуренции между министерствами. С этим так и не справились — мы по-прежнему делим на «твое» и «мое», и пытаемся очень четко обозначить рамки ответственности. Вопрос о дигитализации бесконечно актуален! Но хочу отметить, дигитализация — это всего лишь инструмент. И когда мы поймем, какой процесс мы хотим улучшить, тогда мы сможем начать поиски цифровых решений».
Директор юридического департамента Министерства финансов Ларийс Мартинсонс заявил, что полученные сведения заставляют задуматься о том, какова в принципе цель госуправления:
«То, что мне пришло на ум после изучения исследования — госуправление не само по себе! Это ведь не организм, который работает сам для себя. Мы не должны забывать о том, что работаем на пользу людей, общества и страны. Они наши главные клиенты».
На данный момент в общественном секторе в Латвии занято почти 289 тысяч человек, из них 235 тысяч — в общем правительственном секторе, более 60 тысяч — это работники министерств, 115 тысяч — заняты в муниципальных организациях. В стране работает свыше 70 предприятий с участием государственного капитала, где занято более 52 тысяч человек. Общественный сектор — существенная часть народного хозяйства страны, и ее влияние на экономику очень велико, прозвучало на презентации.
Как уже писал Rus.LSM.lv, в августе 2022 года Госконтроль по итогам ревизии, в ходе которой он оценил девять госучреждений и интернет-сайт Latvija.lv, признал, что в развитии электронных услуг госсектору необходимо добиваться улучшений. По данным Госконтроля, в некоторых случаях э-услуги были доступны лишь 26% всего времени в месяц. То есть примерно 8 дней из 30. Согласно правилам Кабмина, общественные электронные услуги в среднем должны быть доступны в 98% всего времени в месяц