У народа нет денег, чтобы беспокоиться о принципах честной торговли — ученый

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Сейчас в фокусе внимания при продаже продуктов питания — цены, возможность предложить покупателю что-то подешевле, а не забота о том, чтобы в длинной цепочке поставок соблюдались основы честной торговли. Чтобы произошли перемены — должны измениться и потребительские привычки населения, и политическое регулирование в отрасли, заявил в передаче Латвийского радио Zināmais nezināmajā («Известное в неизвестном») социолог, ведущий научный сотрудник Baltic Studies Centre Микелис Гривиньш.

Гостья передачи, представитель общественной организации Zaļā brīvība («Зеленая свобода») Ариана Апине указала: в основе принципов честной торговли лежит ведь и честная оплата труда, и качественные условия работы сотрудников, и соблюдение разных дружественных окружающей среде условий, и то, что не используется детский или рабский труд. По оценке Микелиса Гривиньша, сейчас, в кризис, этим моментам не уделяется должного внимания:

«Продовольственная система фокусируется на том, чтобы предложить что-то подешевле. И

как только фокус на том, чтобы подешевле — мы получаем кучу проблем! Или эксплуатируем того, кто незащищен, или не платим кому-то положенную зарплату, или эксплуатируем окружающую среду. А всё это проистекает из того, что потребитель ищет наиболее дешевые продукты, и мы его уверяем, будто самый дешевый продукт — то, что ему положено».  

Такое положение дел порождает ситуацию, при которой производители и торговцы даже при всем желании соблюдать принципы честной торговли сталкиваются с трудностями, потому что это удорожает конечный продукт. Ученый подчеркнул, что стоило бы ввести другие критерии того, как потребителю нужно выбирать продукты — честность и солидарность:

«Чтобы мы не смотрели только на бирку с суммой в евро, чтобы мы видели, что за этими продуктами скрыт целый ряд других вещей, которые могут влиять на цену. С одной стороны, это среда. С другой стороны, это какая-то солидарность со всеми теми, кто работает в системе, кто выполняет важную работу — без которой мы попросту, грубо говоря, могли бы умереть с голоду, потому что большинство нас не умеет толком производить продукты питания. Но мы допускаем,  что это процесс простой и что кого-то другого, кто этим занят, мы можем себе позволить немного задвинуть в сторону и об этом не думать».  

В то же время нужно признать, что средний латвийский покупатель очень чувствителен к цене, прозвучало в передаче. Людям сейчас и так приходится платить за продовольствие намного больше прежнего. Поэтому общество в целом не мотивировано обдумывать более широкий спектр факторов и выбирать продукты в более высокой ценовой категории.

«У каждого свои финансовые возможности, и одновременно мне кажется, что каждый из нас, если бы только захотел, мог бы немного пересмотреть, что в повседневной жизни ест. Хотя бы сократить пищевые отходы можно или есть меньше мяса.

Теоретически у большинства еще есть возможности что-то пересмотреть. Но я не хотел бы говорить, будто каждый обязан это делать — потому что, действительно, у кого-то сейчас минимальные доходы и минимальные возможности на покупку продуктов. Сейчас это особенно объективно нужно оценивать», — сказал Гривиньш.

Перемены, тем не менее, должны происходить, подчеркнул ученый. Но с какой стороны они начнутся, это заковыристый вопрос:

«Большинство исследований и отчетов, которые я читал, гласят: потребителю нужно меняться. На практике опросы, которые я видел, показывают, что желание потребителям меняться минимально. И если честно, то и минимальны его финансовые возможности что-то менять.

Мое предположение — что более сильное политическое регулирование, вот что тут необходимо. Одновременно мы видим, что есть и супермаркеты, которые, если они сами хотят и чувствуют, что на международных рынках что-то меняется, готовы что-то трансформировать в своей деятельности».  

Ариана Апине тоже подчеркивает, что перемены должны происходить и на стороне производителей и торговцев продовольствием, и в сфере потребительских привычек:

«Если мы будем работать только с предприятиями и станем требовать от них меняться, но потребитель не будет готов (или даже думать об этом не будет готов) начать уделять внимание не только экологическим, но и социальным аспектам, то тогда у продукта того предприятия толком и не будет сбыта. Нужно работать над поднятием этой темы на уровне общества и подготавливать потребителя, чтобы он стал обращать внимание на социальные аспекты — но, конечно, по своим возможностям», — сказала Апине.

Как ранее сообщал Rus.LSM.lv, по оценке экономистов, в условиях общеевропейского военного кризиса Латвия по уровню покупательской способности откатилась на 10 назад. Так, в сентябре потребительские цены продолжили ускоренный рост: если в июле среднегодовая инфляция составила 21,5% и столько же августе, то в сентябре — уже 22,2%, сообщило ЦСУ.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное