Говоря о росте инфляции, Гундарс Берзиньш отметил, что сейчас сложно прогнозировать, когда будет пройден пик. На это влияет множество факторов, в том числе война в Украине, из-за которой многие цепочки поставок оказались разорванными.
«Все зависит от реакции центральных банков стран Европы и бюджетной политики ЕС. Если эти учреждения будут основательно бороться с инфляцией, можем ожидать, что к следующему году ситуация стабилизируется. Если будет осторожный подход к инфляции, она продолжит расти и в следующем году», - отметил Берзиньш.
Он затронул и тему подорожания энергоресурсов, отметив, что цены на них начали расти еще до войны. По его словам, это связано с «зеленым» курсом Евросоюза – за последние лет пять не делалось инвестиций в сферу традиционных энергоресурсов, поскольку в большинстве стран осуществлялся переход на альтернативные источники энергии. При этом энергопотребление выросло, из-за чего в какой-то момент возник дефицит, сказавшийся на уровне цен.
«Это связано не только с войной, но и несбалансированным потреблением», - сказал Гундарс Берзиньш, отметив, что, по его мнению, жителям Латвии следует серьезно задуматься, как они будут оплачивать счета за отопление следующей зимой. Особенно тем, кто отапливается газом.
Частично рост цен может компенсировать рост средних зарплат – за прошлый год, по словам Берзиньша, он составил около 12%.
«Обычными инструментами борьбы с инфляцией являются увеличение ставок по кредитом и снижение расходов бюджета. Сейчас дефицит бюджета составляет 7,8%. Если на уровне ЕС будет принято решение, что дефицит не должен быть выше 3%, то это станет фактором риска. Но есть и хорошая часть – при росте инфляции растут и доходы бюджета от налогов. Если ЕС и Европейский Центральный банк решат что-то делать с инфляцией, можем ожидать, что для тех, у кого есть банковские кредиты, могут вырасти ставки по EURIBOR. Это означает, что вырастут и платежи по кредитам», - пояснил Гундарс Берзиньш.
Он отметил, что нормальным уровнем роста инфляции за год является показатель в 2%. «Если инфляции нет – это тоже плохо. Когда этот уровень составляет 5-6%, все начинают волноваться и что-то делать. Это уже слишком много. (..) В Латвии по итогам года этот показатель может составить 14-15%. Будет очень большое давление на зарплаты», - пояснил он.
«Сейчас главное для Латвии – чтобы в Европе и во всем мире не начался экономический спад и не было большого торможения экономики. Во всем мире с инфляцией борются торможением экономики, а потом эффективные компании вновь ее поднимают. Это важный вопрос, чтобы из-за инфляции и разрыва логистических цепей не началось еще большее снижение экономического роста. По итогам нынешнего года в глобальной экономике планируется спад на 1%. Это очень много. С другой стороны, для латвийских экспортеров это возможность повысить конкурентоспособность и продавать продукцию во всем мире», - считает Гундарс Берзиньш.