Уголовный процесс в связи с упомянутым договором начат в ноябре прошлого года.
Согласно результатам ревизии на предприятии, в 2016 году между обществом охотников Rīgas meži и одноименным предприятием был заключен договор на 30 лет на право ведения охоты на территории в 17 588 гектаров (195 земельных участках). Рента составляет 20 центов за гектар, а договор не предусматривает возможности ее пересмотра. В других договорах эта плата была втрое выше – 71 цент за гектар.
«Общество охотников Rīgas meži» создано в 2014 году, а одним его основателей является уже бывший член правления Rīgas meži Юрис Бушкевиц, который работал в правлении предприятия в 2012-2021 гг.
Никто не смотрел на кадастровые номера
Одной из территорий, которая была сдана в аренду для охоты, был Олений парк, площадь которого составляет 100 гектаров. Бывший председатель правления Rīgas meži Айвар Тауриньш, который занимал этот пост с начала 2008 года до марта 2021-го, теперь утверждает, что для него самого стало сюрпризом, что эта территория тоже была в том договоре.
«Думаю, тогда все эти площади, которые не были сданы в аренду другим охотничьим коллективам, все без разбора, были приписаны обществу охотников Rīgas meži. Никто не обратил внимание на эти кадастры, что они связаны с Оленьим парком. Поскольку никому никогда не приходила в голову идея сдавать его в аренду для охоты», - утверждает Тауриньш.
Нынешнему руководству предприятия нужно решить, что теперь делать с этим Оленьим парком. Его обустройство и содержание до сих пор обошлось в миллион евро, но не до конца ясно, зачем предприятие его содержит, поскольку планов его развитию нет уже более десятка лет.
Этот парк был создан в начале двухтысячных годов. Rīgas meži обустроили на территории дорожки, заборы, пруд, приобрели более десяти благородных оленей. Обещали работать над разведением породы и ее распространением в рижских лесах, параллельно развивая туризм, фотоохоту и саму охоту.
Как сделать проект хотя бы окупаемым
Но ничего из обещанного фактически не было реализовано. Айвар Тауриньш утверждает, что получил этот парк в наследство от времен, когда мэром Риги был Гундар Боярс, и до сих пор не понимает, зачем этот парк Rīgas meži был нужен.
В марте 2021 года Тауриньш был освобожден от занимаемой должности, а что делать с Оленьим парком, теперь думает новое руководство. Обустройство территории обошлось в 340 тыс. евро. На содержание оленей ежегодно уходит 35-40 тыс. евро. Это означает, что за эти годы на парк потрачено около миллиона евро.
«В создании Оленьего парка ничего плохого нет. Но я думаю, что с тех пор, как они это начали в 2005-2006 году, должен был появиться какой-то план действий. Но прошло достаточно много времени, чтобы создать там нечто такое, что окупалось. Не приносило прибыль, но хотя бы позволяло себя содержать и служило на благо обществу», признал член правления Ассоциации заводчиков диких животных и биологического крестьянского хозяйства Дайнис Паэглитис.
Встретить оленей в парке Rīgas meži сложно – они пугливые и не идут к человеку. В конце года Rīgas meži обращались в ассоциацию за советом, что делать с этим «наследством».
Паэглитис говорит: ассоциация ответила, что, вложив немного средств, это место можно превратить в туристический объект, а сборы за посещение позволят его содержать.
Однако бизнес-плана по развитию парка нет. Все стадо сейчас оценивается в неполных 8 тыс. евро. Подсчитано, что в нем 42 особи.
Представитель Rīgas meži Иева Берзиня говорит, что немедленных решений не будет. Предприятие осознало реальную ситуацию и решает, что делать с этим местом дальше.
У Государственной службы леса есть сомнения
Данные ревизии свидетельствуют, что в рамках регулирования популяции более двадцати оленей были выпущены на волю в Тирельском лесничестве. Но вопреки требованиям, перевозка не была согласована с Государственной службой леса, а олени не были промаркированы, как это происходит во всех случаях, когда животных выпускают из огражденной территории.
«Мы очень редко выдаем разрешения на такие действия. Нам надо убедиться в происхождении животных и видеть, какое влияние они окажут на дикую популяцию. И, наверно, не нужно выпускать, если они ничего не улучшат. Кроме того, во многих местах мы сократили количество животных. Глупо одной рукой уменьшать, а другой – увеличивать», - говорит начальник отдела охоты Государственной службы леса Валтер Лусис.
Договор на перевозку оленей был заключен с фирмой Ērgļu ligzda. Оно занимается выращиванием оленей и арендует территорию в Тирельском участке, рядом с местом, где оленей выпустили на волю. Связаться с компанией программе не удалось.
Лусис говорит, что ведомство обычно следит за тем, как животных отпускают на волю. В связи с несогласованным перемещением оленей, скорее всего, Государственная служба леса может начать административное делопроизводство.
Представитель ведомства, впрочем, даже сомневается, что перемещение оленей действительно произошло, поскольку, даже в случае отсутствия разрешения, этот случай попал бы в поле зрения Службы леса.
Нет и ответов на вопрос, для каких целей использовался этот парк на протяжении всех предыдущих лет.
Тауриньш говорит, что одной из идей было связать парк с построенным там недавно Зеленым классом – комплексом зданий, предназначенным для того, чтобы школьники изучали лес. При этом сами здания по своей постройке и расположению скорее напоминали дом для нужд охотников.