КОНТЕКСТ
Государственный отчет о хозяйственном годе содержит сведения об итогах деятельности и финансовом положении государства, его составляет Минфин, включая в документ годовые отчеты 13 министерств и 13 центральных госучреждений, Сейма и самого Госконтроля, 119 отчетов самоуправлений и финансовый отчет о госбюджете.
Накопительный принцип в бухучете означает, что сделки отражаются в отчетности тогда, когда они происходят, а не когда поступают или выплачиваются деньги. Это позволяет точнее оценить размеры обязательств, претензий и доходов государства и точнее планировать госбюджет. Впервые на необходимость руководствоваться накопительным принципом ГК указывал еще в 2006 году, в 2014-м Минфин обязался его ввести в учете налогов, администрируемых Службой госдоходов, в 2016-м этот шаг одобрил Кабмин.
«Если мы говорим о финансовых ревизиях, то на самом деле ситуация с каждым годом улучшается, и все меньше замечаний ведомствам и министерствам в связи с финансовым учетом, тем, как он ведется... В предыдущие годы была тенденция, что все лучше ведется документация...
Одновременно есть отчет о хозяйственном годе, мы сообщаем об этом 1 октября обществу и парламенту. И об этом отчете за более чем 15 лет ни разу не было положительного заключения. То есть было заключение с возражениями. Эти возражения, конечно, меняются из года в год, и есть по меньшей мере одна рекомендация, которая не соблюдается уже на протяжении 15 лет: «накопительный принцип» в Службе госдоходов и госбюджете. То есть если посмотреть, это возражение сохраняется, и другие существенные выражения сохраняются. Но принцип уже почти внедрен, потому что уже есть нормативная база, и Службе госдоходов просто предстоит закончить эту работу», — пояснил Ирклис.
Он добавил, что сложности есть и у городов — например, у столицы.
«Можно упомянуть, что значительные проблемы с рижским самоуправлением:.. есть недочеты в отношении недвижимости, поэтому невозможно дать положительное заключение, ведь не ведется соответствующий учет...
В этом году мы также проводили специфическую ревизию в рижском самоуправлении в связи с хозяйственным обслуживанием недвижимости: есть объекты, которые уже не существуют, они поставлены на учет, и есть те, что в отчете не показаны, но они принадлежат рижскому самоуправлению. Есть и другие подобные проблемы», — рассказал гость студии.
По его словам, пандемия одновременно и облегчила, и усложнила работу Госконтроля:
«Когда нам удавалось получить бухгалтерские данные, и когда их можно было использовать в основном для ревизии, это облегчало. Сейчас у аудиторов и ревизоров есть доступ к бухгалтерским системам всех ведомств, и это, конечно, облегчало работу. Иногда сложно получить доступ к другим документам — обосновывающим. И, конечно, проводить проверки на местах, потому что очная работа невозможна, а иногда требуется дополнительная информация. И в эти моменты ситуация с доступностью информации, возможно, ухудшилась. Сейчас идет процесс, и мы все активнее будем получать доступ к системам делопроизводства, это облегчит работу.
И еще одна сложность в связи с пандемией заключалась в том, что многие рекомендации и процессы ревизии задерживались, потому что ведомства были заняты решением какого-то кризисного вопроса, и своевременно не предоставляли информацию, которая требовалась государственному контролю для проведения ревизии. В отдельных случаях это, возможно, были отговорки, но в некоторых сегментах сотрудники действительно были сильно загружены во время пандемии».