«Еще первый аятолла Хомейни сказал: Америка – это большой дьявол, а СССР - малый. Но ключевая мысль, что оба – дьяволы. Иран на самом деле не так уж хорошо относится к России, как ей хотелось бы выставить напоказ. И они продолжают мысль о малом дьяволе, но на прагматическом уровне», - отметил Имантс Фредерикс Озолс.
Профессор Латвийского университета Леон Тайванс же отметил, что Иран на данный момент делает ставку на двух ключевых игроков – США и Россию.
«Есть, конечно, еще Китай, но это отдельный вопрос. Сейчас Иран пытается балансировать между этими двумя силами. Россия имеет свой интерес, поскольку Иран для России фактически последний серьезный союзник. А Америка заинтересована прорывать российскую энергетическую блокаду, Иран в этой смысле ей нужен. И Иран это прекрасно понимает, пытаясь балансировать между тем и другим», - отметил профессор Тайванс.
Он отметил, что Ирану очень не нравятся американские санкции, которые привели к невероятной девальвации курса реала – более чем в десять раз:
«Инфляция просто фантастическая. Сейчас по сути в Иране работает печатный станок и происходит несанкционированное изъятие средств из карманов народа. Это самый жесткий способ, как обирать народ, когда государству не хватает денег».
Востоковед Имантс Фредерик Озолс же отметил, что в этом уравнении не следует забывать и про Израиль, для которого неприемлемо наличие у Ирана ядерного оружия:
«Израиль пытается найти рычаги давления на администрацию Байдена в этом плане, поскольку руководство США в какой-то степени было согласно с точкой зрения Европы, которая считает, что с Ираном надо договариваться.
Потому что тут вопрос, что произойдет не с Ираном, а с самой Европой.
Иран потенциально является крупнейшим поставщиком нефти и газа. У него есть необходимые свободные объемы этих ресурсов, которых нет ни у одной страны. В том числе Саудовской Аравии – то, что там в земле что-то находится, еще не означает, что это можно сразу добыть. Чтобы пошла разработка, это десяток лет. У Ирана же эти ресурсы свободные. Да, его технологии устарели, поскольку их затронули санкции, но решить это можно достаточно быстро».
Имантс Фередерикс Озолс отметил, что в рамках первой ядерной сделки Франция и Италия подписывали соглашения о разработке нефти, которые сейчас сошли на нет:
«Администрация Трампа сблизила Израиль с целым перечнем арабских государств, что казалось немыслимым. В результате палестинцы остались без арабской поддержки. И этим очень пользуется Иран. Мы уже видим, что там появляются иранские ракеты.(..) Израиль этого никак не может позволить.
Иран же не скрывает, что когда будет иметь вооружение, он решит палестинский вопрос и вопрос с Израилем. Поэтому тут возможно раздвоение точек Вашингтона и Брюсселя по соглашению с Ираном. И возможен сценарий, когда Европа будет работать с Ираном вопреки санкциям».
Востоковед отметил, что Европа хочет оградить влияние России и уменьшить ее роль в международной дипломатии. «Но в ядерной сделке с Ираном Россия имеет очень большой вес», - констатировал он.