«Я думаю, что залог здорового голоса — здоровая психика» — певец Александр Антоненко

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Один из ведущих теноров мира, родившийся в Латвии Александр Антоненко сейчас на родине. Накануне в зале «Дзинтари» под его патронажем открылся уже пятый «Юрмальский фестиваль», который продлится до 28 июля. За несколько часов до первого концерта Rus.Lsm.lv удалось задать несколько вопросов певцу и узнать о программе фестиваля, о том, куда он держит путь после этого музыкального праздника, в связи с чем похудел на 26 килограммов (всех поклонников исполнителя это интересует!), о его отношении к наградам и еще кое о чем…

— Александр, говорят, что какие-то новшества в нынешнем «Юрмальском фестивале»?

— Конечно! Каждый год мы стараемся представить новую программу или то, что не звучало в прошлом году. Но в этом году у нас действительно настоящее новшество — после каждого концерта на большой сцене «Дзинтари» на побережье Рижского залива будет еще концерты. В ресторане X.O. будет продолжение вечера, но уже в джазовом настроении, зазвучит легкая музыка. Слушатели после концерта в «Дзинтари» могут прямиком отправиться туда, сесть, отдохнуть и таким образом будет замечательное летнее продолжение — это основная новая идея.

Кроме того, приятно, что в этом году участвует молодежный оркестр Латвии, созданный к столетию Латвии (учащиеся музыкальных школ и молодые участники оркестров со всей Латвии – прим.автора), при этом для них были проведены мастер-классы, был создан музыкальный лагерь. Этот оркестр открывает фестиваль, вместе с ним выступают замечательные певцы Интар Бусулис, пианист Вестард Шимкус, органистка Ивета Апкална, я. А вместе с тем мы представляем талантливых детей латвийской публике и надеюсь, что совсем скоро они вырастут в замечательных музыкантов, которыми мы будем гордиться.

Я был сегодня на репетиции и получил большое удовольствие от того, как делятся с молодыми музыкантами своим мастерством концертмейстер оркестра из Латвийского Национального симфонического оркестра Даша Смирнова, первая виолончелистка Инга Сунепа. Я когда-то учился в пятой музыкальной школе и у нас был свой оркестр, но это нечто другое — дети между собой и во главе них профессиональный дирижер. А

здесь уже опытные мастера-музыканты тебе показывают, что значит работать в настоящем оркестре. Это опыт на вес золота.

И для меня самого радость и честь петь в нынешнем концерте открытия с нашей молодой восходящей певицей, которая сейчас учится в Амстердаме — Лигой Гитой Зириней. Вообще, иногда слезы подступают, когда действительно понимаешь, что маленькая Латвия так богата талантами, столько талантливых детей. То, что музыка так распространена в Латвии, это огромное счастье. Радует, что государство уделяет столько внимания именно искусству.

— Расскажите об этом удивительном пианисте из Великобритании, который действительно великолепно выступил на пресс-конференции (во всяком случае строгий профессор-музыковед Борис Аврамец в разговоре со мной выразил восторг по его поводу)…

— Это, можно сказать, мой личный друг Джон Харлионо. 24 июля он исполнит концерт Чайковского для фортепиано с оркестром (а скрипачка Кристина Баланас исполнит концерт Мендельсона). Причем, нашли мы друг друга совершенно случайно — на бескрайних просторах Facebook. Кто-то поставил запись его выступления в Дюссельдорфе — Джон играл там шестую рапсодию Ференца Листа. Я очень хорошо знаю эту музыку, и особенно по записи выдающейся пианистки Марты Аргерих. И даже после этого меня настолько глубоко поразила концепция и трактовка произведения этого юного музыканта, что я взял и просто поставил ему лайк.

Вскоре он мне прислал очень радостное письмо в ответ: «Спасибо большое!» (наверное, сразу посмотрел, кто я и что), так мы и познакомились. И так слово за слово стали переписываться. Он стал советоваться со мной о своем будущем, о своих творческих планах и предложениях в той же России, писал о своих педагогах. Потому что он, в принципе, совсем еще ребенок — ему только семнадцать лет, он ездит с папой, который несет за него ответственность. Самое смешное, что я тоже не знал, кого лайкнул — лауреата второй премии знаменитого конкурса имени Чайковского в Москве! Это уже второй мой такой знакомый лауреат этого конкурса, потому что я только-только в Вене пел в сопровождении Мунга Чуна, он обладатель второй премии конкурса Чайковского в 1974 году.

Меня покоряет исполнение Джона, поскольку у него есть абсолютное чувство ритма и формы. Я очень волнуюсь за него… Он сейчас нарасхват! Его Ланг Ланг приглашает в свои концерты и вечера, Денис Мацуев!

— В Интернете я даже видел его фотографию с великим Валерием Гергиевым!

— Да, он уже играл и с Валерием Абисаловичем, братья Сладковские его уже загребли… Он постоянно то в Сочи, то в Москве, и я думаю: Боже мой, что он там делает, там ведь своих пианистов навалом! Он же европейский мальчик, его надо толкать в Германию, в Австрию! И поэтому я его привез сюда, в Юрмалу, в Европу, хотя у нас тоже множество своих замечательных пианистов — это и Рейнис Зариньш, и Вестард Шимкус, и братья Осокины, и кого у нас только нет! И тем не менее я подумал, что все равно Европа — это, понимаете ли, другая эстетика звучания, другой подход к музыке. Хотя один из его педагогов — это Владимир Ашкенази, и мы это можем почувствовать в его манере игры.

— Сам он, вундеркинд, откуда? Из Великобритании?

— Он из Кембриджа!

— Как пришла идея о концертном исполнении в рамках фестиваля замечательнейшей оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь»?

— Еще в прошлом году глава Latvijas koncerti

Гунтар Кирсис спросил, кого бы я хотел во время концертного исполнения «Сельской чести» видеть на сцене «Дзинтари», и я сразу сказал, что все — рядом, на расстоянии вытянутой руки!

Сантуца у нас есть — это живущая сейчас в Италии Алиса Зиновьева, у которой широкий диапазон от лирических до драматических ролей, есть Алфио — солист Латвийской Национальной оперы Янис Апейнис, а мать Лючия — солистка Латвийской оперы Анджела Гоба (кстати, наша с Алисой однокурсница, пять лет вместе учились в музыкальном колледже имени Мединя), ну а я, разумеется, Туриду.

В этой постановке примет участие и одна из лауреатов престижного конкурса вокалистов «Бельведер» прошлого года Дениза Узун — она исполнит партию Лулу. Плюс наш хор Латвийского радио и оркестр во главе с моим другом, дирижером из Эстонии Велло Пяхном, который уже не первый год участвует в концертах нашего фестиваля. У него, кстати, 21 июля родился ребеночек, и Велло даже хотел было отказаться от участия в фестивале, но в последний момент передумал.

Для меня не раз была честь петь эту оперу. Например, в Берлинской опере с Надей Михаэль. Вспоминаю великолепную постановку в Королевской лондонской «Ковент-гарден», когда за дирижерским пультом был сэр Антонио Папано, а режиссером стал Дамиано Микелети. За этот спектакль мы получили премию Лоуренса Оливье. Я считаю её одной из самых красивых опер веризма.

Она не длинная — обычно, в «нормальном» режиме, эта опера идет час и восемь минут, ну а вместе с аплодисментами час и пятнадцать минут. Но помню, как в 2010 году в театре Валенсии я пел в «Сельской чести» под управлением Лорина Маазеля, и она длилась 1 час и 36 минут. Господи, больше не надо мне таких испытаний!

— Куда отправитесь после «Юрмальского фестиваля»?

— После этого у меня небольшой отпуск – где-то до последней недели сентября.

— Где, если не секрет?

— Здесь, дома, в Риге. У меня великолепный сад! А потом предстоит Бухарест с «Самсоном и Далилой» Сен-Санса, после Бухареста Нью-Йорк с «Пиковой дамой» Чайковского, а затем Вена с «Тоской» Пуччини, Цюрих с «Отелло» Верди и т.д.

— Где сейчас ваш дом?

— Мне легче сказать, где я сейчас не живу.

— Понятно — в саду и на сцене…

— А вы знаете, я пошел оформлять документы, и в латвийском регистре адресов мой адрес оказался следующий — Вена, вот так.

— Вы знаете рецепт, как сохранить голос, талант?

— Многие писали книги о гигиене голоса, многие — о технике… Но я вспоминаю, что когда поступил в Латвийскую Национальную оперу, то недоброжелатели говорили и шушукались: «Вот пару лет попоет, и все». Сейчас некоторые критики пишут: «Ну вот он поет Отелло, но как долго он пропоет?» Дорогие критики, я к вам обращаюсь: я эту роль пою уже одиннадцать лет! И как-то мой голос в худшую сторону не меняется. Быть может, чуть-чуть окреп.

Как сохранить голос? Я думаю, что залог здорового голоса — здоровая психика. И все! Так что живите как можно счастливее, испытывайте поменьше стрессов. Как говорит Татьяна Черниговская (российский ученый в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. – Прим. автора):

не смотрите плохое кино, не читайте плохие книги и не слушайте плохую музыку, потому что мозг не решето, из него ничего не вываливается.

Мое счастье в том, что я работаю с лучшими музыкантами мира, и я думаю, что это и дает мне возможности и силы двигаться дальше.

— Все же спрошу об этих уже легендарных 26 килограммах — именно на столько вы похудели за последнее время… Как вы к этому пришли?

— Да никак я к этому не пришел, все произошло совершенно случайно. У меня взяли анализ крови на инсулиновую резистентность, на количество инсулина. Оказалось, что одно превышает норму в 119 раз, другое — в 19, и стали лечить инсулиновую резистентность, и все пришло в норму, а вместе с этим пропали и легендарные килограммы.

— Поскольку мэр Юрмалы вам вручил сегодня почетный знак города-курорта… Где вы храните свои награды, если не секрет? На видном месте или как?

— Прежде всего, большое спасибо думе за этот знак внимания! Для меня это означает, что я прошел какой-то новый отрезок пути, и есть время что-то обдумать. А на сегодняшний момент все награды в коробках. Они в свое время уехали в Вену, но сейчас обратно в коробках приехали в Ригу.

— Я хотел просто узнать, каково ваше отношение к наградам?

— Отношение как в Библии. Знаете, Авраам шел по велению Бога из Месопотамии в места, которые ему предназначил Господь. Дошел до какого-то места и вырыл колодец, сказав: «До сего места довел меня Господь!» Потом дошел до горы, водрузил там камень или жертвенник – «И до сего места довел меня Господь!» Так и эти награды у меня – понимаете? «До этого места я дошел!», теперь надо идти дальше… Это такая запятая.

— Успехов и до новых встреч!

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное