«Великое одиночество» и позитивная мизантропия Артура Берзиньша #kultura1kB

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

В Museum LV (Grata JJ), что на улице Пумпура, 2, открыта персональная выставка молодого, но уже весьма известного в Латвии художника Артура Берзиньша — живописца, работы которого многие воспринимают исключительно как провокационные. На самом деле все намного глубже.

Что до провокаций, то в этом смысле стоит рассматривать большую работу, расположенную в самом дальнем углу выставки (сама экспозиция занимает четыре помещения). Роскошная дама рубенсовских форм, некий парафраз на тему Данаи, которая возлежит на ложе — и, однако, своей задней частью (впечатляет!) повернута к зрителю. Вокруг филейной части порхают резвые ангелочки, которые выпускают мыльные пузыри от... ветров, которые исходят именно из этой части прекрасного тела.

Извините, если кого-то данная работа оскорбила, но здесь есть юмор. Создана она шесть лет назад и называется игриво — «Сиеста». Одна из визитных карточек художника — между прочим, технически выполненная на высочайшем уровне!

В одном из помещений выставлены инсталляции из кофейных банок, есть Венера Милосская в рамке врат-портала, выполненного из печенья Selga. Это можно считать отсылкой художника к поп-арту. Но в целом здесь совершенно новые работ, многие из которых созданы уже в этом году — их несколько десятков. Сам Артур предпочитает называть свое направление в искусстве «латвийским метамодернизмом».

Несколько слов в рамках беседы с художником у расположенных рядом четырех работ. Все они взаимосвязаны. По центру — кормушка, наполненная бисером. Художник разрешил его попробовать на зубок — съедобно. Над этим — три работы, названные просто — A, B и C. На одной из них дама с возвышенным взором, из ее разрезанного живота выходят... самые настоящие сосиски. На второй — святой, из живота которого «мироточит» бисер. На третьей — загадочная красавица, из которой истекает икра.

«На первой — харакири, на второй — Иисус Христос, на третьей — русалка, — пояснил в беседе с Rus.lsm.lv господин Берзиньш. — Все это можно назвать своеобразной "позитивной мизантропией"».

Для тех, кто вдруг еще не знает: мизантропия — это отчуждение от людей, иногда даже ненависть к ним. Впрочем, ненависти у Артура явно нет, а вот нелюдимость — да. Или просто как крайняя форма индивидуализма. В данном случае она еще и позитивная. В общем, почти как у Вуди Аллена.

Много работ на тему индуизма — уже знакомое направление в творчестве художника. Наименование выставки — «Великое одиночество» — взято у одной из «индуистских» картин.

«Артур интересен как художник, писатель (недавно издал роман), музыкант, кинодеятель (снимал, в частности, клипы), работает с московской группой Лаймы Вайкуле, — сказал Rus.lsm.lv известный специалист по живописи Артур Авотиньш. — Несколько лет назад в американском журнале он попал в рейтинг десяти самых странных художников мира, там работы некоторых стоят от 1 до 10 миллионов долларов. Его многогранная деятельность напоминает мне Лудолфа Либерта в молодости, когда он создавал сценографию в Казани. Или даже Пабло Пикассо, который в молодые годы создавал сценографию для «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Лондоне».

«Он не вписывается полностью в мейнстрим современного искусства нашей Латвии по причине своей суперталантливости, — продолжил господин Авотиньш. — И часть его работ интуитивно посвящена этой линии «непризнанности», что, на мой взгляд, не очень продуктивно. Но через пять лет он может стать звездой в изобразительном искусстве такого же уровня, как Порзингис в баскетболе и Остапенко в теннисе. Насчет Майриса Бриедиса ничего не скажу — для Артура Берзиньша это уже немного брутально. И хочется ему сказать — ты человек Европы и мира, так что не переживай».

Открыто до 10 марта.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное