Дом для гроба на колесиках. Выставка в Риге

Молодая рижская Maxim Boxer Gallery устроила «Пир во время чумы». На него приглашают до недавнего времени москвич — галерист, аккредитованный эксперт по русской живописи и графике первой половины XX века Максим Боксер — и до недавнего времени петербургские художники Наталия Пивко и Денис Прасолов. «Внимание, внимание! К нам едет гроб на колесиках!»

СПРАВКА ИЗ ПРОШЛОГО

Наталия Пивко окончила Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха по специальности «живопись» и Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени В. И. Мухиной (ныне СПГХПА им. А. Л. Штиглица) по специальности «книжная графика». Работала иллюстратором для книжных издательств и журналов, художником сцены для концертов и модных показов. В 2004 году пришла в ведущее рекламное агентство Петербурга Volga Volga Brand identity и за четыре года прошла путь от иллюстратора до арт-директора. Была арт-директором и владелицей Pomellodesign, а в 2012 году занялась живописью и графикой как независимый художник.

Денис Прасолов — петербургский скульптор и реставратор — окончил скульптурный факультет нынешней СПГХПА им. А. Л. Штиглица, стажировался в Германии и Финляндии, стал автором памятников, установленных в городах России. Вместе с Павлом Игнатьевым организовал творческое объединение «Мастерская #7», занятое культурно-эстетическим качеством городской среды, воссозданием и реставрацией объектов скульптурного наследия Санкт-Петербурга. Работы художника находятся в постоянной экспозиции Русского музея, Государственного музея городской скульптуры, хранятся в Музее современного искусства Эрарта — крупнейшем российском частном музее современного искусства, в частных и корпоративных коллекциях в Германии, Латвии, России, Швейцарии.

А мы, рижане, этих петербуржцев уже знаем! Наталию Пивко — как автора «Праздничного ковра» с изображением главного россиянина в цветах и гробу: это было самым ярким впечатлением от предпоследней выставки в ZUZEUM. Экспонат удостоился отдельной «комнатки» — чтобы мы вошли, задернули за собой шторку и проголосовали за увиденное от души. И Дениса Прасолова знаем — как скульптора, подарившего Риге обезьяну-космонавта: в 2016 году Сэм появился в парке Кронвальда, а после перебрался в Новую Тейку, к офисным и жилым башням, где ему стало совсем хорошо. 

К слову сказать, Денис посвятил серию скульптур «Первый отряд» памяти смертников, отправленных в космос на российских, американских и французских кораблях прежде человека: обезьяна Сэм, дрозофила, лягушка, черепаха, японский перепел, крыса Гектор, кролик Марфуша, кот Феликс, собака Уголек, растение арабидопсис... Серия постоянно пополняется — теперь в ней есть даже астра, расцветшая на орбите в 2016 году. «Я рассматривал животных как равных нам жителей планеты, которые вынуждены были стать первопроходцами космоса. Это памятник им». Согласитесь: красивый памятник, и я не только о том, как смотрится на новом месте наш рижский исполин Сэм.

На выставке в Boxer gallery космических перепелов нет, зато есть лебедь-истребитель. Есть известная прасоловская глазастая капля «Нефть», отслеживающая судьбы России. Есть плавящиеся от чрезмерно уютного тепла слоники на комоде, есть обыватели-грибы, есть поганки, проросшие сквозь давно не читаный толстовский томик… Есть многое, что хотелось бы послать в космос, да пока не получается.

Авторы живут и работают в этом сегодняшнем «пока», когда заглядывать в будущее удается лишь оптимистам. Наталию и Дениса этим словом не обобщить — у них получается прощаться с прошлым. С тем, что не забывается, поскольку въелось в советское детство (Наталия родилась в Курске в 1973 году, Денис — в украинском Апостолово тогда же). «Люди Петербурга» превратили залы рижской галереи в трогательные на поверхностный взгляд, обжитые помещения: яркие коврики, но с чертенятами, графика «для пущего аппетита», но с птичьими лапками, поднятыми из еды. Вот вам сваренная волками человечинка, вот живописный торт, забранный в раму в форме кишечника: приятного аппетита! Пирожные — из бетона, тарелка — летающая, блюдце — с атомным грибом на десерт. «Страшное оказалось среди привычного и наоборот, мы привыкаем к жизни со страшным, а красивое, любимое и дорогое превращается в тлен, в пир во время чумы… Это обо всех покинутых людьми домах во всех странах». Вот и обои в этом доме — те еще обманки от Наталии: вроде с меленьким советским узором, а пригладишься — увидишь черепа да кости.

Абсурдистский быт, черные лебеди, ждущие неминуемого часа... «В этом доме происходит незаметный апокалипсис. Это дом, манящий своей порочной, трансформировавшейся красотой, дом сквозь призму страха и непонятности». Дом, возведенный художниками и открытый для каждого. Здесь шутят талантливо — и весело, и грустно, и зло, и обреченно. А для тех, кто не улыбнется, не рассмеется, не захочет обнять авторов, припасен афоризм на коврике: «У кого нет вкуса, у того нет совести».

Выставка работ Наталии Пивко и Дениса Прасолова «Пир во время чумы» будет открыта до 26 января в Maxim Boxer Gallery по адресу: улица Лачплеша, 48. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное