Свидетели Баррикад: браслет с выгравированной группой крови

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Баррикады 1991 года считаются кульминацией национального пробуждения Латвии и движения к восстановлению государственности. Журналисты Latvijas Radio выбрали 10 предметов, ставших свидетелями этого поворотного периода. Восьмой рассказ — о браслете, на котором выгравирована группа крови.

ПРОЕКТ

Всего через полтора года после Балтийского пути люди объединились ради еще одной масштабной кампании ненасильственного сопротивления: около 50 тысяч человек в Риге, Лиепае, Кулдиге и Улброке более недели — с бетонными блоками, колючей проволокой и без оружия — добровольно охраняли самые стратегически важные объекты восстановленной Латвии. У каждого из них своя история Баррикад. Вспоминая эти события, Lsm.lv предлагает взглянуть на баррикады с необычного ракурса — через призму десяти предметов, которые со времен баррикад до сих пор хранятся в ящиках, подвалах и гаражах их владельцев, или переданы в коллекцию Музея баррикад 1991 года. Эти объекты рассказывают десять очень личных и субъективных историй, которые вместе образуют большую и яркую мозаику.

На небольшой металлической пластине — фамилия с первой буквой имени, группа крови и год рождения. «Во время Баррикад людей призывали носить при себе значки с указанием их группы крови, потому что Баррикады — дело серьезное, и никто не знал, чем это может закончиться», — говорит Ренар Заляйс, президент Фонда поддержки участников баррикад 1991 года и директор Музея баррикад.

Вечером 20 января 1991 года он был одним из восьми бауских милиционеров, защищавших Министерство внутренних дел. А представленный в музее браслет в тот день был на его руке.

«Мне самому это не особенно пригодилось — ну да, был ранен, но в состоянии сам сообщить, какая у меня группа крови. Но у нас были и тяжелораненые», — напоминает Заляйс. Во время Баррикад погибло семь человек, во время августовского путча — еще один. «А раненых в Латвии было больше 20 — с пулевыми ранениями — и не только», — добавляет он.

Следуя призыву организаторов Баррикад, значки с именем и группой крови в карманы клали многие участники тех событий: после того, что произошло в Вильнюсе в ночь на 13 января — советская армия у здания радио и телевидения убила 14 мирных жителей и ранила более 200 — мало кто сомневался, что кровь прольется и в Латвии.

«Поэтому создавались медпункты — в Домском соборе устроили лазарет, чтобы в случае чего неотложную помощь можно было оказать быстрее, на месте. Медпункты были и во многих других местах — на Яуниела, на Закюсале, у Кабинета министров», — рассказывает Заляйс.

Рассказывая о браслетах в карманах людей, которые как бы говорили «я готов к худшему», нынешний директор Музея баррикад вспоминает особую историю. «Это был тукумчанин, с которым я сам встретился через несколько лет после Баррикад, в год, когда ему исполнилось 100 лет. Во время Баррикад ему было около 90. Этот человек во время первой независимости Латвии выучился на юриста, после этого был в ссылке, пережил все репрессии советского времени и очень хорошо понимал, что могло произойти, если Латвия не будет защищена», — говорит Заляйс. Седовласый тукумчанин, имени которого он сейчас, к сожалению, не помнит, обратился в тукумсское отделение Народного фронта и выразил желание поехать на Баррикады — но из-за преклонного возраста мужчине посоветовали остаться дома.

«Но он не послушал, сел в электричку и приехал в Ригу. И он ездил в Ригу каждый день Баррикад, вечером уезжал домой. А в кармане пиджака у него была записка: в случае моей смерти, пожалуйста, сообщите моей жене в Тукумсе, адрес такой-то», — вспоминает Ренар Заляйс.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное