(Не) мертвые души: граждане России, которых тут официально нет, хотя они есть

В сентябре в официальной статистике проявился давно не виданный «исход» жителей из Латвии — минус 3 656 человек. Rus.LSM.lv выяснил, что подавляющее их большинство — граждане РФ, у которых в сентябре аннулировали постоянный вид на жительство, и вычеркнули из Регистра жителей. Логика статистиков очевидна: если человека нет в Регистре жителей, значит, он в стране больше не живет — либо умер, либо уехал. Но, вероятно, отток этот — «виртуальный»: сколько человек на самом деле покинули Латвию, ответственные ведомства просто не знают.

Минус три с половиной тысячи

В сентябре «официальное» население, по оперативным данным Центрального статистического управления (ЦСУ), уменьшилось очень резко — сразу на 4,5 тысячи человек, и лишь 811 человек из них «убыли» из-за дисбаланса рождений и смертей. Очевидно, единственно возможное объяснение «пропажи» еще почти 3,7 тыс. человек — эмиграция, причем в масштабах, характерных только для кризисных 2010-2011 годов.

КОНТЕКСТ

Россия, Украина, Беларусь

Судя по данным, полученным Rus.LSM.lv от УДГМ, с 1 сентября по 1 октября самое большое сокращение в Регистре жителей Латвии было именно у граждан России с постоянными видами на жительство — их число за месяц сократилось с 39 365 до 35 720. Число граждан РФ с временными видами на жительства чуть увеличились: было 8495 — стало 8658. Число граждан Украины с временными видами на жительство (включая и беженцев от войны) выросло, с 27 295 до 28 567. Число граждан Беларуси с постоянными и временными видами на жительство практически не изменилось (чуть меньше 2 тысяч и чуть больше 2,6 тыс. соответственно). 

Да, ваши подсчеты верны, подтвердили Rus.LSM.lv в ЦСУ. И указали не только точный объем миграции — минус 3 656 человек, но и причину: «Аннулирование постоянных видов на жительство у граждан России, которые не подали заявку на языковой экзамен». Их, уточнили в ведомстве, Управление по делам гражданства и миграции (УДГМ, PMLP) исключило из Регистра жителей (в соответствии с поправками к законодательству; см. ниже на этой же странице — С.П.).

Однако никто точно не знает, сколько из этих 3 656 человек, официально перестав быть жителями, продолжают тут жить. В середине декабря глава УДГМ Майра Розе с определенностью говорила лишь о примерно тысяче человек, лишившихся видов на жительство и не предпринявших вообще никаких шагов для оформления. Им, сказала Розе, придется покинуть страну. Но всего таких может оказаться до 2,2 тысяч, добавила она. И еще неполных 3 тысячи человек обратились за временным видом на жительство.

«Нелегалы» и оформляющиеся. Кто их (не) считает

Допустим, у жившего в Латвии иностранного гражданина был вид на жительство и, следовательно, персональный код. Потом и то, и другое аннулировали, но человек физически все равно пребывает тут (например, находится в процессе оформления временного вида на жительство или судится, или готовится уезжать, или ничего не делает, а тихо живет себе дальше). Как такие иностранцы отображаются в Регистре жителей УДГМ? Какие вообще данные об этих людях есть у государства?

«Такие данные не собираем», — ответила Rus.LSM.lv пресс-секретарь PMLP Мадара Пуке.

А кто собирает? «Скорее всего, никто. Если у лица нет законного основания находиться в Латвии, то вид на жительство и все, что с ним связано — аннулируются. В соответствии с законом, такие лица в установленный срок должны добровольно покинуть страну.»

Сколько таких людей покинули не только регистр, но и страну, в УДГМ тоже не знают. «Пересечение границ происходит в том числе в рамках ЕС и “шенгена”, поэтому тотальный контроль жителей невозможен. Такой контроль возможен только в странах, где все границы закрыты, и каждый факт пересечения границы регистрируется», — поясняют в пресс-службе ведомства.

Регулярные проверки таких лиц проводит Погранохрана, добавляют в УДГМ. И поясняют:

у «аннулированных» зачастую могут быть законные индивидуальные причины задержаться в стране.

Скажем, статус жителя в Регистре — «пассивный», но человеку дано время на легализацию: еще можно подать заявление на новый вид на жительство. То есть, официально человека тут нет, но вот оформится — и снова официально появится.

Как ранее сообщало руководство УДГМ, сотрудники ведомства лично не обходят конкретные адреса проживания российских граждан с аннулированными видами на жительство: «Мы отправим письма с просьбой обосновать свои действия по последнему месту жительства. Если эти письма не дойдут до цели и вернутся обратно, то мы попросим Госпогранохрану проверить, действительно ли эти лица больше не проживают в стране».

Погранслужба на вопросы Rus.LSM.lv не ответила.

Как теперь лечат «бывших жителей»

Одно из последствий утраты персонального кода — исключение человека из «регистра пациентов» (официально — Регистра получателей медицинских услуг), который ведет Национальная служба здравоохранения (НСЗ, NVD). Если тебя в нем нет, все лечение, от вызова неотложки до срочной операции — только за свой счет.

Информацию о том, кого следует вписать регистр пациентов или исключить из него, NVD получает от УДГМ. Именно так в сентябре из регистра вычеркнули 3534 живших в Латвии граждан РФ, пояснила Rus.LSM.lv пресс-секретарь NVD Синтия Гулбе.

Теперь вызов неотложки для таких людей обойдется в 191,68 евро.

При этом в любом случае, есть деньги или нет, «скорая» сперва приедет и поможет.

Например, в Рижской восточной университетской клинической больнице день лечения или реабилитации в стационаре для обладателя персонального кода стоит 5-10 евро — остальную часть расходов покрывает государство. Если же оплачивать все из своего кармана — это от 42 до 507 евро в сутки (последняя сумма — за день лечения в стационаре после инсульта, в интенсивной терапии и т д). За различные операции (без учета стоимости пребывания в стационаре), судя по прейскурантам центральных больниц, можно получить счет и в тысячи евро.

Что будет, если человек, скажем, исключен из регистра в середине курса химиотерапии, или перед жизненно важной операцией? Лечение не прекращается, но придется оплатить его полную стоимость, отвечают в NVD. А если операция не срочная, а плановая, сроки подходят, а тут пациента «вычеркивают»? Теряется ли место в очереди (иногда ведь приходится ждать годами)? Тогда человек должен связаться с медицинским учреждением, и договориться и о порядке получения услуги, и об оплате, говорит NVD. Сколько было подобных случаев с российскими гражданами, и как эти ситуации решались, в Службе здравоохранения не знают.

Сколько человек отказались от лечения, осознав, что «не потянут» счета, выяснить в принципе невозможно.

Как на практике. Второй и третий города страны

В Даугавпилсской региональной больнице с 1 сентября по 1 декабря 2023 года проходили лечение семь человек «с проблемами ВНЖ». «На них не распространяются медицинские услуги, оплачиваемые государством, и мы оказывали им помощь по ценам, утвержденным соответствующим прейскурантом. Знаю, что и амбулаторная медпомощь в нескольких случаях тоже так оказывалась», — информировала глава Даугавпилсской региональной больницы Инта Вайводе корреспондента Rus.LSM.lv в Латгалии Людмилу Вессель.

В Курземе о таких случаях не известно, сообщает Либа Меллер, корреспондент Rus.LSM.lv в этом регионе. Точнее, такого не было в стационаре, насчет поликлиник данных нет. «В нашей амбулатории — весьма вероятно, что были подобные случаи. Но дело в том, что мы предоставляем и оплаченные государством услуги, и платные. И у нас нет статистики, кто за последними обращается. Так, если человек приходит за услугой без направления [от семейного врача], то он может получить ее за плату, если она [вообще] доступна», — рассказала представитель Лиепайской региональной больницы Индра Грасе.

Как на практике. Столица

В Рижской Восточной клинической университетской больнице на вопросы Rus.LSM.lv о лечении исключенных из регистра пациентов граждан РФ — были ли такие случаи, сколько, какие — ничего не ответили, и последующие вопросы тоже игнорировали. Перед этим, правда, прислали ссылку на полный прейскурант платных услуг.

Для Рижской клинической университетской больнице им. Страдиня лечение иностранцев, которых нет в регистре пациентов — обычная практика, связанная в том числе с туристами. Заметного ее расширения в связи с потерявшими вид на жительство россиянами там не заметили. Впрочем, отдельной статистики по гражданству пациентов больница не ведет, говорит Янита Вейнберга, пресс-секретарь Страдиня.

«Но что могу сказать точно: у нас не было таких случаев, чтобы уже в процессе лечения — например, человек у нас месяц ходит на химиотерапию, и вдруг на середине процесса мы видим, что ему это [за государственный счет больше] не полагается, — не было такого, чтобы мы отказывали лечить.

Начатая услуга пациенту оказывается до конца, помогаем всем, это наша обязанность.

Потом остается только вопрос оплаты», — заверяет Вейнберга.

Все зависит от того, срочная это помощь, или нет. В первом случае сперва лечат, потом просят оплатить. Во втором — сперва говорят про деньги.

«Когда человек приходит к нам, наши работники видят, есть ли он в регистре. Если нет… Если это плановый визит, человек записался на консультацию к специалисту — ясно, что ему нужно платить самому, по прейскуранту. Если человек не может сразу заплатить за визит, скажем, 30 евро, предлагаем перенести на ближайшее возможное время, когда у него эти деньги появятся… Это диалог с пациентом, чтобы не оставить его без услуги, и принять тогда, когда он может рассчитаться. Мы не можем сказать, чтобы это большая и массовая проблема сейчас, чтобы приходилось отказывать. Мы видим, что в таких случаях есть поддержка со стороны семей, дети приводят [родителей] и оплачивают», — говорит Янита Вейнберга.

Когда помощь нужна неотложно, когда человека привозят на «скорой», больница и не заглядывает в регистр пациентов:

«Человеку надо оказать помощь как можно быстрее. И уже после этого смотреть, кто может оплатить

его нахождение в стационаре. Пациент получает полную информацию об ожидающихся расходах, и он может оценить, в состоянии ли он оплатить, или договориться [с больницей], что оплата будет по частям. Сценарии разные.»

Вейнберга приводит пример: у человека инсульт, его привозят на «скорой», оказывают первую помощь, после чего — две недели лечат в стационаре. Если человек не в регистре пациентов, счет может достигать в отдельных случаях и 8000 евро. По словам представителя больницы им. Страдиня, такой конкретный случай был в этом году. Он не был связан с российскими гражданами: «Ситуации бывают разные, в том числе с туристами, в том числе из экзотических стран, у которых нет медицинской страховки».

Взыскивать долги больница старается сама — звонит и шлет SMS. Не всегда удачно. К компаниям по взысканию долгов когда-то обращались, но перестали: не хотят слишком травмировать и без того больных людей. Впрочем, основной массив должников — не иностранцы, а граждане Латвии, у которых не оплачены счета за лечение на сумму до 100 евро.

Денег нет, держитесь

Тем гражданам РФ, у которых в сентябре был аннулирован вид на жительство, и которые не попытались легализовать свой статус, начиная с октября перестали выплачивать пенсии и прочие пособия (по инвалидности, потере кормильца, безработице, болезни, на оплату коммунальных услуг, за детей и т д). По данным VSAA, это затронуло около 600 человек.

Социальные службы порой могут лишь советовать обращаться за помощью к волонтерам,

сообщает Людмила Вессель, корреспондент Rus.LSM.lv в Латгалии. Так, в Социальной службе Даугавпилса есть примерно полтора десятка клиентов, у которых есть российские паспорта — но уже нет документов, нужных для получения пособий.

«Мы даем им четыре месяца на завершение процесса оформления — как только он будет завершен, они сразу получат необходимый статус и помощь, но пока находятся вот в таком “подвешенном” состоянии и помощи от нашей службы не получают. Если ситуация совсем критическая, можно обратиться в общественную организацию [Rūpes], там есть волонтеры, продуктовые наборы и т. д. К сожалению,

если человек получит окончательный отказ в ВНЖ, мы ничем ему помочь не сможем»,

— рассказала Rus.LSM.lv руководитель Социальной службы Даугавпилса Марина Герасимова.

«У нас было несколько таких людей, — сообщила курземскому корреспонденту Rus.LSM.lv Либе Меллер старший социальный работник Лиепайского городского отдела социальной помощи Инга Шуксте. — Одна из них — девочка 17 лет. Ее мама думала, что, раз у нее самой всё улажено, то и у дочки все автоматически будет так же. Оказалось, нет. Мама занялась решением вопроса, сейчас уже все в порядке, девочка в ноябре получила “европейский””ВНЖ. И был еще один человек, который пришел после 1 сентября. Вот у него этот статус был “пассивным”. Но он ничего не хотел делать… Очень много у нас тех, у кого нет новых ВНЖ, но в программе они не указаны в пассивном статусе — потому что они что-то делают, улучшают знания языка, стараются сдать экзамен и пр. И когда эти люди к нам обращаются — их очень много в последнее время — мы можем им все наши услуги предоставить и делаем это».

Ситуаций, когда пришлось бы прервать «аннулированному» выплату социального пособия, в Лиепае еще не было, рассказала И. Шуксте. Не было и случаев, когда персонального кода лишался клиент, получающий социальный уход по месту жительства (обычно это одинокие люди, которые в силу возраста или болезни не состоянии справляться с домашними делами, а порой и с собственной гигиеной).

В Доме престарелых, по ее словам, все обитатели — старше 75 лет (т.е. язык сдавать не нужно — Rus.LSM.lv), сотрудники и Дома престарелых, и социальных домов следят за ситуацией и всегда помогают с оформлением документов, в том числе и в УДГМ со своими подопечными ездят.

«Я и сама собирала информацию, и у нас очень много разных указаний и из министерства [благосостояния], и из УДГМ, как надо действовать в конкретных ситуациях — для нашей работы это очень важно. Но — повторю — у нас практически не было таких случаев.

Сложно сказать, что будет после 31 декабря…

Но те, у кого есть временный ВНЖ, смогут приходить к нам и получать всю социальную помощь», — заключила старший социальный работник Отдела социальной помощи Инга Шуксте.

Как менялись установленные законом требования

В сентябре 2022 года, перед очередными выборами Сейма Латвии, уходящий парламент утвердил поправки к Закону об иммиграции, которые относились в том числе к примерно 22 тысячам живущих в стране граждан РФ (большинство — старше 60 лет), которые ранее были гражданами или негражданами Латвии. Вступив в гражданство России по упрощенной (для «зарубежных соотечественников») процедуре, они получали постоянный вид на жительство в Латвии также в облегченном порядке (в частности, без сдачи экзамена по языку). Согласно новой версии закона, их действующие ВНЖ предполагалось аннулировать со 2 сентября 2023 года.

От претендующих на новый ВНЖ требовалось заново подготовить документы, заполнить анкету с рядом «политических» вопросов (главным образом об отношении к военной агрессии России, а также и о том, было ли оправдано решение властей снести советские памятники в Латвии), а людям в возрасте от 15 до 75 лет — подтвердить свое владение государственным языком на категорию А2. Остальным предлагалось покинуть страну или просить временный вид на жительство (сроком на 1 год), который не дает права на социальные пособия и оплаченные государством медицинские услуги.

Инициаторы поправок (которые в первоначальной версии относились и к гражданам Беларуси) аргументировали их геополитической обстановкой: «Цель разработки законопроекта связана с необходимостью укрепления безопасности государства в условиях начатой Российской Федерацией(поддержку которой оказывает Республика Беларусь) войны, прекращения содействия международным преступлениям и нарушениям прав человека». В аннотации к документу также сообщалось, что альтернативные решения не рассматривались, как и соразмерность требований и издержек выигрышу.

«Почему они взяли это российское гражданство? Они могли остаться в статусе негражданина здесь, не было бы проблем… Если они стали гражданином другой страны, они могут проживать здесь в Латвии только, если они получают вид на жительство и знают латышский язык.» — говорил вскоре после принятия закона депутат Сейма Юрис Пуце (Attīstībai/Par!).

Однако в апреле Сейм «сделал послабление» — продлил сроки сдачи экзаменов и оформления видов на жительство до конца года. Тем, кто сдавал экзамен дважды, но провалился, а также тем, кто не сдавал по уважительной причине, предоставили возможность подать заявление на 2-летний вид на жительство, с сохранением пособий и оплачиваемых государством медицинских услуг.

«Более 1 000 человек подлежат выдворению. Мы видим, что есть много тех, кто опоздал, кто все еще пытается разобраться, подать документы на временный ВНЖ, но, к сожалению, мы должны сказать им, что они должны уехать, потому что ни один из пунктов закона к ним не относится», — сказала 18 декабря в программе «900 секунд» на канале TV3 глава Управления по делам гражданства и миграции Майра Розе.

Меньше, чем через месяц, 9 января 2024 года, Суд Сатверсме начнет слушания по иску (.pdf) группы граждан РФ, подпавших под действие прошлогодних поправок. Истцы требуют признать поправки антиконституционными и противоречащими международным обязательствам Латвии. Вердикт, возможно, будет оглашен уже в феврале.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное