Свой День памяти жертв Холокоста в небольшом латгальском городе Прейли отмечают с 2003 года — не 4 июля, как по всей Латвии, а в августе. До войны евреи составляли здесь половину населения. В конце июля — начале августа 1941 года началось их массовое уничтожение: расстреляли около 800 евреев Прейли, Варкавы, Айзкалне и других мест. Была в Прейли и своя Анна Франк — пятнадцатилетняя школьница Шейна Грам с 22 июня по 8 августа вела дневник на идише, повествующий о гибели прейльских евреев. Последняя запись сделана 8 августа: «Когда кончатся наши страдания, никто не знает. Я чувствую, что ко мне всё ближе подвигается самое страшное…» На следующий день Шейну Грам со всей семьей убили.
Восьмого августа 2004 года на еврейском кладбище Прейли был открыт мемориал, а спустя 11 лет, 9 августа 2015 года, к нему добавилась арка с воротами, где падающие буквы ивритского алфавита символизируют погибших евреев. Меценатом обоих проектов стал бывший прейльчанин Давид Зильберман: войну он провел в эвакуации в Татарстане, высшее образование получил в Таллине, работал в Риге. Рано включился в диссидентское движение и в 1971 году добился разрешения на выезд в Израиль. С 1977 года живет в США, занимается благотворительностью. Ежегодно приезжает в Прейли в начале августа, в этом году не смог приехать из-за коронавирусных ограничений.
Организует августовские мероприятия Прейльский музей истории и прикладного искусства во главе с Теклой Бекешей при поддержке местного самоуправления. Прейльской еврейской общины, увы, давно не существует.
В этом году музей пополнился небольшой новой экспозицией. О ней Rus.Lsm.lv рассказал руководитель раскопок, создатель уже упомянутых прейльских мемориалов, а также мемориалов в рижских Бикерниеках и Румбуле, архитектор Сергей Рыж: «В ноябре 2018 года, опираясь на музейные документы и немногочисленные рассказы очевидцев, мы начали раскопки на холмах, где проходили расстрелы. Составили схему, стали слоями снимать землю. Вначале ничего не нашли, потом обнаружили золу — известно, что в 1944 году останки сжигали. Далее появились другие находки — кости, кружка, детская туфелька. Чуть позже мы нашли примерно 14 пар обуви — детской, женской, мужской; кожаную женскую сумку, в ней кошелек, в кошельке монета — 15 копеек выпуска 1940 года; совершенно целые очки — круглые, в железной оправе. Были еще истлевшие мужские вещи и три черепа — один большой, два других поменьше, по-видимому, детские. Эксгумацию мы не проводили, это отдельная сложная процедура, требующая специальных разрешений. Вещи же достали, очистили, передали в музей. Возможно, в лесу еще есть останки, нужна новая экспедиция».
«Любой разговор о Холокосте глобален и одновременно носит очень конкретно-исторический характер. Мы вспоминаем огромную мировую трагедию и одновременно конкретную гибель жителей латгальского городка. Найденные при раскопках вещи мы отдали на реставрацию, в ходе реставрации выяснилось, что обувь на убитых была поношенной, ее чинили, меняли набойки. Владельцы были небогатыми людьми, свои башмаки они стоптали на тех улочках Прейли, по которым мы и сейчас ходим… Эта наша новая экспозиция, пусть и маленькая, но эмоционально очень сильная», — дополнили рассказ Рыжа директор музея Текла Бекеша и специалист исторического отдела Илона Вилцане.
В музее прошла презентация буклета «Евреи Прейли». «Это же мои родственники на обложке — вот дядя Лёва, вот тетя Маша, они умерли уже... Я родилась в Прейли, закончила здесь школу, потом родители поменяли квартиру, и мы все уехали в Ригу. Я и сейчас в Риге живу, а в августе каждый год сюда приезжаю. В Прейли очень достойно сохраняют память о евреях, знаю, что детям рассказывают о Холокосте, есть специальная музейная программа. Моей дочери сегодня исполнилось 40 лет, она живет в США, поехала на сафари, и она знает, где я сейчас нахожусь. Конечно, большое спасибо Давиду Зильберману, он учился с моими родственниками», — листая буклет, поделилась с Rus.Lsm.lv Фрида Кляцкина (урожденная Кац).
В траурном митинге у мемориала на еврейском кладбище приняли участие второй заместитель председателя Прейльской краевой думы Клавдия Заране, директор музея «Евреи в Латвии» Илья Ленский, директор мемориального музея Жаниса Липке Лолита Томсоне, директор музея «Евреи в Даугавпилсе и Латгалии» Иосиф Рочко и неравнодушные к еврейской теме жители Прейли.
Планируется, что мемориал прирастет третьей, заключительной, частью. Об этом в письме прейльчанам сообщил Зильберман. Сергей Рыж слова Зильбермана подтвердил: «Мы хотим сделать третью часть мемориала недалеко от места расстрела, где проходили раскопки. Пока сказать не могу, как всё будет выглядеть, сам мучаюсь. Вначале я должен придумать, потом озадачить строителей. Может быть, в следующем году удастся открыть».
А потом был концерт «Остров надежды» в чудесном месте — в городском парке на островке Адама и Евы, весьма спасительном в сорокаградусную жару. Молодые музыканты из Вильнюса играли клезмерскую музыку, в которой печаль и веселье неразрывно переплетены. Их сменили певец и кантор из Риги Влад Шульман и оперная певица Арните Эглите, выступающая в Латвии и Италии. Они исполнили классические произведения, в том числе из репертуара Михаила Александровича и Иды Блюменфельд. Печаль постепенно уходила, ибо жизнь продолжается, и память о страданиях не равна унынию и тоске.
И уж в самом конце, во время застолья, литовские ребята от души спели и сыграли «Хава нагила», что буквально переводится как «давайте возрадуемся». Давайте же, несмотря ни на что…