Практика материального поощрения подобной гражданской сознательности существует в ряде европейских стран, в том числе в Германии и Голландии. Автор латвийской инициативы Артур Иквилдс призывает за помощь в раскрытии незначительного преступления установить вознаграждение в размере от 50 до100 евро.
В список таких правонарушений входит, например, воровство и вандализм. За помощь в раскрытии преступления в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях Иквилдс предлагает выплачивать от 100 до 1000 eвро, а за раскрытие тяжких финансовых преступлений - до 5000 евро или выплачивать вознаграждение в процентах от суммы. По мнению автора, такой механизм позволит разгрузить сотрудников правоохранительных органов и мотивировать жителей активнее помогать стражам порядка.
«Я решил запустить такую инициативу после рассказов друзей и знакомых, живущих и работающих за границей. Они достаточно положительно высказывались об этом механизме. В Латвии шли разговоры о том, что необходимо улучшить работу системы [внутренних дел], но ничего не меняется.
На мой взгляд, высокая раскрываемость разного рода преступлений окупилась бы и для государства и самоуправлений в целом. Взять, например, вандалов, которые разрисовывают остановки общественного транспорта - если бы людей финансово мотивировали сообщать о них, то самоуправления могли бы взимать с виновных средства на ремонт. Это было бы куда дешевле, чем за свой счет каждый раз всё перекрашивать».
Положительно эту инициативу оценивает и криминолог Андрей Вилкс. Впрочем, он считает, что выплаты вознаграждений жителям на раскрываемость преступлений вряд ли существенно повлияют.
«В принципе, в правоохранительных структурах имеются ресурсы, при помощи которых вознаграждают людей, способствовавших раскрытию тяжких преступлений. Однако это относится к особым случаям и специфическим ситуациям. Если говорить о гражданской инициативе - мне кажется, это следует расценивать положительно. И людей, которые, в общем-то, дают правдивую, обоснованную информацию, способствуя раскрытию преступлений - их можно стимулировать».
Но, по словам Вилкса, материальный стимул - не главный фактор, способный помочь повысить раскрываемость преступлений. Зато он может побудить поделиться информацией тех, кто ею располагает и как раз нуждается в некотором денежном вспоможении.
Госполиция в целом поддерживает такую идею, однако подчеркивает, что, согласно предварительным подсчетам, в госбюджете на эти цели необходимо предусмотреть более 3 миллионов евро, что является существенной суммой. В связи с этим необходимо сузить круг преступлений, за которые выплачивались бы вознаграждения, говорит представитель Госполиции Гита Гжибовска.
Она указала на еще несколько факторов. Во-первых, Госполиция - не единственное учреждение, которое расследует правонарушения - в Латвии их насчитывается 11, и делить финансирование нужно будет на всех. Во-вторых, закон уже сейчас обязывает жителей Латвии сообщать в полицию об известных им нарушениях закона, и делать они это должны безвозмездно.
Чтобы инициатива была рассмотрена в Сейме, под ней должны подписаться 10 тысяч жителей Латвии. Однако пока активности людей не наблюдается – собрано менее 50 подписей. Сам автор инициативы тоже настроен достаточно скептически, однако, на его взгляд, важно, что сейчас в обществе об этом хотя бы начали дискутировать.