Три недели назад родственник Карины Калерии Кострюковой попал в реанимационное отделение Лиепайской больницы с сердечной недостаточностью. Карина Калерия, находясь у постели больного в стационаре, решила посмотреть дозу одного выписанного лекарства и заметила странное:
«Вот этикетка, которую я сняла с флакона с лекарством, его вводили внутривенно. И на этикетке написано, что лекарство «плацебо». Это означает, что его можно вводить только в ходе клинического исследования, к тому же использовать до 1 мая», — пояснила она.
Карина Калерия Кострюкова — доцент Рижского университета им. Страдиня, и ей понятно, что близкому человеку не следовало принимать такие лекарства.
«Никто не был проинформирован о том, что родственника собираются включить в исследование или что ему вводят препарат, который находится на стадии исследования.
Возможно, мы бы согласились, если бы нас проинформировали», — призналась женщина, добавив, что с одной стороны понимает, что медики стараются, а с другой стороны — это эксперимент с просроченным препаратом.
Кострюкова утверждает, что согласие не было предусмотрено и в договоре с больницей, который больной подписал в реанимационном отделении, скорее всего, даже не вникая в содержание документа.
Защитница прав пациентов Солвита Олсена отметила, что в описанной ситуации можно увидеть несколько так называемых красных флажков, указывающих на возможные нарушения. Самым первым является договор с больницей, заключенный в реанимации.
«Человек может подписывать договоры и брать на себя какие-то обязательства только в том случае, если хорошо осознает, что подписывает, и обязуется их выполнять. Эту практику следует прекратить как в Лиепайской больнице, так и в других», — заявила Олсена. - В больнице нельзя вводить никаких лекарств, которые не были должным образом одобрены для пациентов, не участвующих в исследовании. Понятно, что любое вещество имеет срок годности. Никакое лекарство не должно использоваться в больнице после истечения срока его годности».
Руководство Лиепайской больницы, между тем, дало письменный ответ:
«Мы связались с родственниками пациента и приносим свои извинения за сложившуюся ситуацию.
В ходе испытаний принимаемое лекарство не ухудшило самочувствие пациента.
Однозначно такая ситуация, когда нарушается порядок обращения лекарственных средств в медицинском учреждении, недопустима. От медицинского персонала получена предварительная информация и ведется работа по оценке ситуации с целью недопущения повторения подобных нарушений в будущем».
Семья Кострюковых получила извинения, но планируют проинформировать об этом случае Инспекцию здравоохранения и Латвийскую медицинскую ассоциацию. Люди хотят быть уверенными, что подобные ситуации больше не повторятся.