Результаты могли быть и получше, учитывая, что как раз в мае ослабел негативный эффект от прошлогоднего краха завода Liepājas metalurgs. Но в противовес этому стали ощущаться последствия украинско-российского конфликта. Для особых волнений нет причин, отмечает экономист банка DNB Петерис Страутиньш, потому что важнейший для латвийских производителей российский рынок понемногу выравнивается. У промышленной отрасли к концу года есть все шансы показать лучший рост, чем наблюдался до сих пор.
Старший экономист Swedbank Лия Страшун указывает: прирост наблюдается во всех крупнейших подотраслях – в пищевой промышленности (кроме производства напитков), деревообрабатывающей промышленности (включая производство мебели), а также в производстве металлоизделий, изделий из неметаллических минералов и электрооборудования. Не слишком хороши дела у компаний, занятых производством текстильных, кожаных изделий и одежды, напитков и бумажных изделий.
Как и в предыдущие два месяца, в мае хорошо развивалась электроника (среднегодовой прирост выпуска продукции – на 80,4%). Эта бурно развивающаяся сфера наравне с деревообработкой вносит самую вескую лепту в отраслевую статистику, отмечает Страутиньш.
Настроения промышленников в начале июня немного улучшились благодаря более оптимистичным ожиданиям по объемам производства, однако оценка экспортных заказов сохраняется слабой, говорит Лия Страшун.
"Пока похоже, что события в России и на Украине мало повлияли на латвийскую промышленность и экспорт, но риски все же продолжают существовать. Развитие российской экономики в ближайшее время будет очень слабым, что повлияет на латвийских экспортеров, торгующих с этой страной – это, вероятнее всего, мы яснее увидим в данных второго полугодия", - говорит Страшун.
Производство металлов прыгнуло с низкого старта – после неважных показателей позапрошлого месяца рост в мае достиг 43,9%. Как говорится – внезапно. Но поскольку этому направлению следует еще какое-то время выбираться из провала после банкротства Liepājas metalurgs, заметно на отраслевые показатели в целом майский рост не повлиял, отмечает Петерис Страутиньш. А вот для машиностроения май оказался неудачным (минус 10% в объеме выпуска продукции). И производство деталей для автомашин упало на 6,7%.
Нельзя сказать, что восточные рынки скользят вниз, подчеркивает Страутиньш: ценность рубля с марта месяца резко возросла и понемногу приближается к своей новогодней отметке. Этому способствует понимание, что Европа не пойдет на решительные санкции против РФ, а также стабилизация внутриэкономической обстановки в самой России.
На ряд отраслей в Латвии, больше зависимых от внешних рынков, влияет ситуация в ЕС и США. Штаты снова приближаются к полной занятости населения – безработица падает, - а вот в еврозоне снова есть признаки замедления роста. Мировой индекс менеджерских закупок в июне вырос с 52,2 до 52,7 пункта и находится в зоне роста. Так что внешняя среда скорее благоприятствует латвийским производителям, способствуя успешному экспорту продукции обрабатывающей промышленности.