У нас скандинавские банки ведут себя как хозяева, мы для них как холопы — Шлесерс

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

По просьбе оппозиции Сейм решил создать парламентскую комиссию по расследованию негативных последствий «капитального ремонта» финансового сектора и закрытия ряда банков. Сейму предстоит проголосовать за утверждение членов комиссии, кандидатуры которых должны быть выдвинуты фракциями парламентских партий. Автор идеи Айнар Шлесерс («Латвия на первом месте») заявил в передаче Латвийского радио 4, что результаты работы комиссии следует ожидать в течение полугода.

«Мы сегодня живем в такой ситуации, когда банковские счета закрываются как у частных лиц, так и у предприятий, без каких-либо пояснений. Бизнес-среда становится очень сложной, многие компании уходят из Латвии. Тысячи компаний закрыты в последние годы, многие переходят работать в другие государства... Если ничего не изменится, то всё будет очень плохо!

Поэтому мы, создавая следственную комиссию, должны понять, почему ситуация в Латвии намного хуже, чем в Эстонии и в Литве. Если мы сравним выдачу кредитов в год, то в среднем в Эстонии и Литве в два раза больше выдается кредитов на душу населения по сравнению с Латвией. И, конечно, бюрократия намного выше. Так что

это один из секторов, который мы будем расследовать, потому что это связано не только с бюрократией [в коммерческих банках], но и с нашим политическим руководством. Потому что кажется, что некоторые вообще не хотят, чтобы в Латвии бизнес нормально развивался!»

Парламентарий указал, что если говорить об отмывке теневых капиталов, то такие банки, как SEB banka или Swedbank, за рубежом тоже были уличены в схемах:

«Структуры, которые контролируют финансы в Америке, оштрафовали эти банки за отмывание денег в странах Балтии. В целом им пришлось заплатить около 600 миллионов евро. В Латвии эти банки не заплатили вообще никакого штрафа! Вопрос такой: кто их прикрывает?

Почему никакой штраф им не надо в Латвии платить? Если мы говорим о трех Балтийских странах, то как минимум 200 млн евро им надо было заплатить как штрафные за то, что они делали. А наши [контролирующие финансовый рынок институции] умеют закрывать местные банки, а перед скандинавами мы умеем только кланяться, потому что мы в данный момент создаем очень неравные ситуации. Так что — нам (следственной комиссии) надо разобраться, почему скандинавские банки в Латвии себя ведут как хозяева, а мы как холопы».

Шлесерс пояснил, что в первую очередь комиссия займется изучением банков.

«Некоторое время назад была информация, что бывший депутат Сейма и бывший сотрудник KNAB Юрис Юрашс получил платеж в 500 тысяч от бывшего собственника банка PNB Григория Гусельникова. Якобы за консультации. За что эти деньги ему были уплачены — Юрашс, когда ему задавали вопрос на Латвийском телевидении, сказал, что это конфиденциальная информация, и он не может ее разглашать.

Но факты таковы, что банк — разворован, Гусельников — сбежал, более 100 млн евро он куда-то забрал с собой, у нас дыра в этом банке, опять нашему государству придется покрывать все эти убытки, и никто этим не занимается.

И мы будем это расследовать: была ли это взятка за «крышевание», и чем занимался бывший министр юстиции Борданс, почему он всё это прикрывал. Почему такие структуры, как «фуктук» (FKTK, Комиссия по рынку финансов и капитала — КРФК. — Прим. Rus.LSM.lv), ничего не делали и разрешали разворовывать этот банк... Вот это будет одна конкретная задача для следственной комиссии».

Вопросы, по мнению Шлесерса, вызывает и то, как сотрудники правоохранительных органов вломились в здание Baltic International Bank в Старой Риге: «Казалось, что там каких-то преступников ловят — но никого не задержали, нет никаких уголовных дел, а «шоу в стиле 90-х» — было. Сегодня такое неприемлемо — вот владельцы этого банка обратились в суд, начнется суд против государства, и вопрос, не придется нам ли за все эти процессы платить опять штрафные этим банкирам. Мы должны с этим разобраться.

И что касается банка ABLV, который тоже в свое время закрыли — якобы за то, что в банке отмывали какие-то деньги из Северной Кореи! Пять лет прошло — никакой информации о Северной Корее нет.

Сейчас пробуют, конечно, какие-то процессы двигать вперед. Но я задаю вопрос: если отмыванием денег занимались все банки, в том числе скандинавские — почему  скандинавские банки даже штраф не заплатили, а латвийский ABLV закрыли? Значит, кто-то за этим стоит, и мы должны это расследовать и понять.

Потому что то, что скандинавские банки согласились с тем, что имело место отмывание денег, и заплатили штраф Америке — это знак того, что мы тогда тоже должны оштрафовать эти банки. Вопрос такой: почему наши политики и те, кто контролирует эту отрасль, ничего не делали? Давайте разбираться: у кого [из бывших депутатов Сейма] какие кредиты в этих банках, а может, эти банки просто купили политиков тем, что выдали им кредиты. С этим мы будем разбираться». 

Политик пояснил, что «Генпрокуратура назначит прокурора, сразу пойдет следствие, надо будет приглашать людей на беседы [в парламентскую следственную комиссию], это не просто поговорили — это как допрос, всё будет фиксироваться». Он выразил надежду, что в случае выявления нарушений закона «автоматически должно быть возбуждено уголовное дело, и Генпрокуратура начнет действительно расследовать все эти процессы, которые прикрывались политиками в течение последних лет».

Как писал Rus.LSM.lv, с подачи 34 оппозиционных депутатов Сейм 31 января единогласно одобрил создание парламентской следственной комиссии. Ей предстоит расследовать негативные последствия «так называемого капитального ремонта финансового сектора» для латвийского рынка финансов и капитала, предполагаемое доведение PNB banka до неплатежеспособности, доведение AS ABLV Bank до принудительной самоликвидации, а также изучить обстоятельства остановки деятельности Baltic International Bank.

Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, в латвийской банковской сфере в предыдущие 5 лет было выявлено много проблем, связанных с легализацией незаконно приобретенных средств. Латвии, чтобы не подвергнуться санкциям ЕС, следовало вовремя выполнить ряд рекомендаций по улучшению контроля над кредитными учреждениями. Премьер-министр Кришьянис Кариньш тогда же заявил, что сфере банковского надзора требуется «не косметический, а капитальный ремонт». Одним из шагов реформы стало принятие Сеймом  поправок к закону о Комиссии по рынку финансов и капитала, предусматривающих усиление борьбы с незаконно нажитыми капиталами, а также то, что председателя комиссии впредь должен выбирать парламент. Впоследствии этот негативный опыт позволил Латвии, которую до того  не считали хорошим экспертом в сфере упорядочения финансового сектора, даже крупным державам многое рассказать о том, как действовать, чтобы не оказаться в таком кризисе, какой наша страна пережила некоторое время назад.

С середины февраля 2018 года к январю 2020-го в Латвии закрылся ряд банков, в том числе — ABLV и PNB. И прогнозировалось, что такая же судьба угрожает еще нескольким кредитным учреждениям. Глава Комиссии по рынку финансов и капитала Санта Пургайле тогда пояснила, что под угрозой оказались те банки из числа ориентированных на иностранных клиентов, которым не удалось успешно трансформировать свою бизнес-модель.

В сентябре 2019-го на заседании подкомиссии Сейма по вопросам надзора за финансовым сектором прозвучало признание, что банки со скрипом меняют прежние стратегии, отказываясь от обслуживания большого числа нерезидентов и подыскивая новые ниши для бизнеса.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще