Психологи: синдром дефицита внимания — проблема со здоровьем, а не невоспитанность

Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — одна из самых частых психических особенностей у нейроотличных детей, причем в 70% случаев — врожденная. И она не связана с «плохим воспитанием», хотя в обществе часто так воспринимается, рассказал на Латвийском радио директор Детско-юношеского центра психического здоровья при детской больнице, врач-психиатр Никита Безбородов. Комбинированный подход, включающий в себя режим дня, воспитательные методы, рутины, физическую активность, помогает улучшить поведение детей с СДВГ и дать им адаптироваться в обществе.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — уже давно известная медицине особенность развития мозга. У детей способность управлять импульсами постепенно развивается, но есть дети, чьи функции управления развиты недостаточно, пояснил в передаче Ģimenes studija Безбородов. Это и есть СДВГ. И если есть моменты, когда эта особенность мешает ребенку вести себя ожидаемым в обществе образом, это основание говорить о формально диагностируемых нарушениях.

В детсадовской и школьной среде можно наблюдать, что импульс идет от педагогов, под чьим присмотром сразу много детей — и своим реакциями ребята с СДВГ заметно выделяются на общем фоне. Дома же родители обычно недурно справляются с поведением ребенка. Педагоги могут трактовать поведение таких воспитанников как непослушание, добавила еще одна гостья передачи, психолог и автор книги «Понять СДВГ» Дана Скара. Но если такое нарушение здоровья диагностировано, то, изменив манеру мышления взрослых, можно понять, что в чем-то ребенку трудно, и это не явное непослушание.

Сандра Клявиня сама мать ребенка с СДВГ, учредительница общества СДВГ в Латвии. Она поделилась личным опытом: признаки нарушений у ребенка были заметны с рождения, а в возрасте полутора лет малыш первый раз побывал на приеме у психиатра. В двух-трехлетнем возрасте врачи называли его поведение возрастным кризисом. Интеллект у него развит выше среднего, ребенок также находится в аутистическом спектре.

Если ребенок оказывается в такой среде, где много требований, где он ощущает дистресс и плохой контроль импульсов — он страдает, и тогда он может направить свой протест на окружающих.

Для опытного специалиста постановка такого диагноза не представляет трудностей, говорит Никита Безбородов. Наблюдения педагогов и родителей за действиями детей в различных ситуациях помогают определиться с диагнозом. Диагностика становится достовернее в возрасте 4-5 лет. У малышей постановка диагноза СДВГ сложнее, так как они очень быстро развиваются.

В появлении СДВГ у детей в 70% причиной являются врожденные факторы, наследственность, но влияет и течение беременности или осложнения в родах у матери. Факторов много. СДВГ не появляется в результате плохого воспитания, хоть в обществе и воспринимают ребенка как дурно воспитанного.

Детям, испытывающим трудности, необходимо высококлассное воспитание, структурированное и длительное — это один из залогов успеха в лечении СДВГ.

Маме ребенка с СДВГ Сандре Клявине довелось наслышаться от окружающих всякого: «ему твердая рука нужна или порка», «СДВГ — это только отговорки», «когда мы росли, такого не было» и много другого. Нередко родители, чтобы оправдать плохое поведение ребенка, и правда говорят, будто у него СДВГ — но на деле там реально проблемы с поведением, прозвучало в передаче.

Никита Безбородов советует детям с СДВГ спорт, всё, что может помочь извне — регулирование поведения, структуру, повторяемость (тренировки очень этому способствуют). При нагрузке на тренировках на некоторое время улучшается способность к концентрации внимания, а в день после тренировки будет не так высока гиперактивность.

По словам Даны Скары, родителям нужно проявить терпение в поисках вида спорта, подходящего именно для их ребенка. И сейчас доступно уже достаточно вспомогательных материалов, которые можно использовать во время уроков — например, фитнес-лента, которую закрепляют на стуле, накладки на карандаши, чтобы ученик их не грыз. Сандра Клявиня советует родителям творчески подходить к приобретению различных вспомогательных предметов: смотреть, что ребенку нравится, что он делает, соотносить такие покупки со своими финансовыми возможностями. В школах имеются шумопоглощающие наушники, в некоторых учебных заведениях могут обходиться без звонков, и администрации нужно следить, чтобы помещения как следует проветривались.

Комментируя мнение, будто детям с СДВГ следовало бы учиться в спецшколах, Никита Безбородов пояснил:

не менее чем 10% учеников обычных школа — это дети с каким-либо особенностями и своими педагогическими потребностями. И худшее, что можно сделать для детей с СДВГ — это загнать их всех скопом в один класс.

Намного легче поддерживать таких ребят, когда вокруг обычные ученики, а среди них — всего один с СДВГ. И приемы помощи ему полезны для всего остального класса.

В передаче была приведена статистика: к совершеннолетию 30% ребят с СДВГ овладевают навыком управлять своим поведением, у 20% ничего не меняется, а у 50% поведение меняется, но и во взрослой жизни может сохраняться нечто мешающее, в зависимости от избранной сферы занятости. Особенности развития мозга в течение жизни никуда не исчезают, подчеркнул психиатр.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное