Что и почему нужно знать о борьбе латвийских немцев за выживание

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Шестнадцатого января 1919 года на юге Земгале под Лиелауце и Вецауце в двух боях латышские и остзейские ополченцы пытаются остановить наступление большевистских сил. У Лиелауце латышский батальон под командованием Оскара Калпакса благополучно выдерживает боевое крещение. У Вецауце же силы остзейцев переживают очередное поражение. Оно становится особенно болезненным, поскольку для балтийских немцев борьба с большевиками — вопрос в прямом смысле жизни и смерти.

Самые важные факты

1. Балтийские немцы в Латвии

ПРОЕКТ

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года Rus.Lsm.lv будет со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Проект включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в группе в Facebook. Этим «займутся» персонажи, как бы живущие в то время и рассказывающие о нем. Они — виртуальные, но ни в коем случае не «фейки», а, скорее, актеры, играющие в исторической постановке.

На начало Первой мировой войны в Латвии живут 155 тыс человек, считающих себя немцами. Наряду с немцами по этническому происхождению в их среде и множество огерманившихся в предыдущие столетие местных. Живя в составе Российской империи, немцы Латвии и Эстонии создают специфическую культурную идентичность. Они обычно называют себя «балтийскими немцами» и «немецкими балтами», а также «остзейцами» (Baltendeutsche, Deutsch-Balten, Ostsee-Deutsche).

До начала XX века балтийские немцы успешно совмещают лояльность Российской империи и принадлежность германскому культурному пространству. Известную горечь, впрочем, приносят ликвидация автономии балтийских губерний Российской империи и политика русификации в конце XIX века, а также варварство революции 1905 года.

Самым большим ударом по созданной за пару веков «стабильности» становится Первая мировая война. После ее начала на балтийских немцев, которые занимают высокие военные и политические посты, смотрят с недоверием. Наиболее подозрительных даже высылают из Балтии в отдаленные уголки России, в публичных местах запрещают пользоваться немецким языком. В мае 1915 года в Москве устраивают масштабный погром, целью которого становятся именно немцы. Среди жертв — и несколько торговцев-латышей. Многих мучает беспокойство — а не может ли что-то подобное повториться в Риге или каком-то другом городе Балтии?

Еще более напряженной ситуация становится летом 1915 года, когда германская армия впервые вторгается на территорию сегодняшней Латвии. Тысячи отчаявшихся беженцев наводняют города, газеты соревнуются между собой в описании зверств германцев, из Риги начинают вывозить на восток промышленность. Большая часть фактически уничтоженных вследствие этой эвакуации фабрик и объектов инфраструктуры построена на деньги балтийских немцев. Теперь это все потеряно.

Парад германской армии после взятия Риги, сентябрь 1917 года
Парад германской армии после взятия Риги, сентябрь 1917 года

Новый поворот приносит 1917 год — от престола отрекается царь Николай II. Падение царизма практически автоматически означает и конец лояльности балтийских немцев. Их присяга на верность царю утрачивает силу: лифляндское и эстляндское дворянство в начале XVIII века сдалось же не русскому народу, а царю Петру I! Провозглашение России республикой по времени фактически совпадает с переходом Риги в руки германской армии, и не удивительно, что остзейцы встречают оккупантов с огромным воодушевлением.

Однако 1918 год становится не менее трагичным, чем 1917-й, поскольку гибнет не только хорошо известный «русский» мир, но и идеализированный «германский». Германия проигрывает войну, в ней начинается революция, кайзер Вильгельм II отрекается от престола.

В обеих державах, с которыми теснейшим образом связана уникальная идентичность балтийских немцев, царят хаос, разруха и социализм.

2. Война за выживание

Борьба с большевиками, или коммунистами, которые уже стучатся в двери, для балтийских немцев становится вопросом выживания в прямом смысле слова.

Глава советского правительства Латвии Петр Стучка, перефразируя Библию, торжественно провозглашает, что рабочему классу принадлежит право на отмщение — и тот-де полон решимости воздать по заслугам. Отомстить и за подавление революции 1905 года, и за несправедливости германской оккупации, и за «семь веков баронского ига».

Все это ничего хорошего остзейцам не сулит, и они это прекрасно понимают. Уже в первые дни после завершения Первой мировой войны балтийские немцы энергично берутся за формирование ополчения — подразделений самообороны («ландесвера» или же «земессардзе»).

Добровольцев много, а оружия и времени на обучение — нет. В поисках возможности защититься от большевистской угрозы остзейцы договариваются о создании общих вооруженных сил с латышами и русскими, находящимися под крылом Временного правительства Латвии во главе с Карлисом Улманисом. Договор о создании «ландесвера»-«земессардзе» в Латвии заключен 7 декабря 1918 года.

3. Новогодняя катастрофа

Первый серьезный бой русских и остзейских частей ополчения происходит в новогоднюю ночь близ Хинценберга (Инчукалнса). Он оборачивается грандиозным разгромом.

Полки «красных» латышских стрелков громят наиболее боеспособные подразделения балтийских немцев и захватывают все их пушки. Жизни лишаются в общей сложности 35 ополченцев — часть гибнет в бою, часть большевики берут в плен и позже расстреливают.

Поражение под Инчукалнсом становится судьбоносным, поскольку в результате Временное правительство теряет Ригу, кроме того,

жестокое сведение счетов с пленными порождает практику мести, насилия и террора с обеих сторон. Они уносят тысячи человеческих жизней.

4. Потеря Елгавы

После утраты Риги надежды удержать Митау (Елгаву) тают так же быстро — и почти так же трагически, как и в случае латвийской столицы.

Шестого января «красные» — Третий полк латышских стрелков — под Нойгутом (Вецумниеки) вновь наносит поражение силам балтийских немцев. Двум взводам штурмовых частей Ландесвера чудом удается прорваться и отступить к Баускену (Бауске). Лиепайская же рота Железной бригады (она сформирована из добровольцев германской имперской Восьмой армии), в панике бежит с поля боя — и в полном составе попадает в руки «красных» в Эккау (Иецаве).

Армия Советской Латвии занимает Елгаву 9 января.

5. Бой под Вецауце

Еще одна попытка сдержать наступление большевиков предпринимается 16 января близ Гросс-Ауца( Лиелауце) и Альт-Ауца (Вецауце). Латышскому отдельному батальону под командованием Оскара Калпакса удается отразить ночную атаку Второго советского латышского стрелкового полка на поместье Лиелауце, но дальше на юге, у Вецауце, ландесвер терпит еще одну неудачу.

О. Калпакс вместе с солдатами, январь 1919 года, поместье Рудбарен
О. Калпакс вместе с солдатами, январь 1919 года, поместье Рудбарен

Сформированная в Елгаве немецкая рота, которой командует барон Раден, опаздывает с выполнением приказа об отступлении на запад и попадает под удар Особого Саратовского латышского стрелкового полка. Оставшиеся в арьергарде немецкие взводы с трудом вырываются из окружения. Это, однако, не удается одной группе, о которой забывают в сумятице отступления.

Девять попавших в плен балтийских немцев «красные» казнят.

Дальнейший путь отступления ведет на берега реки Венты и в Либау (Лиепаю), чья судьба висит на волоске. Единственное неразгромленное подразделение латышского ополчения — латышский батальон под командованием Оскара Калпакса. Он, однако, у Лиелауце несет изрядные потери — 4 убитых (Карлис Дамбитис, Фридрих Лиепа, Вилис Цирулис и Янис Бувмейстарс) и 8 раненых.

6. Германцы идут!

К концу января 1919 года большевики захватывают всю территорию Латвии — за исключением Лиепаи. Немецкая рота Радена переживает еще одно поражение 22 января у Шрундена (Скрунды), она вынуждена отступить. Лиепаю наводняют тысячи беженцев, которые бегут от приближающейся армии Советской Латвии.

Генерал  Рюдигер фон дер Гольц
Генерал Рюдигер фон дер Гольц

Положение спасает вмешательство Германии, которая не хочет подпускать большевиков слишком близко к своим границам (сегодняшняя Клайпеда тогда была еще прусским Мемелем). Семнадцатого января командиром разгромленной Железной бригады назначают опытного офицера германской армии — майора Йозефа Бишофа. Еще раньше командиром Штурмовых отрядов ополчения становится лейтенант германской армии Ганс Цеге-фон-Мантейфель. Пост командира Ландесвера занимает еще один майор германской армии — Альфред Флетчер.

Немцы сменяют на большей части ключевых постов бывших офицеров Российской армии. Первого февраля в Лиепаю прибывает генерал Рюдигер фон дер Гольц, уже победивший большевиков в Финляндии. Одновременно из-под Берлина перебрасывается Первая гвардейская резервная дивизия германской армии.

Почему это важно: Латвия попала под влияние Германии

Таким образом, пропорция сил в Курземе постепенно начала меняться в пользу антибольшевистских сил.

Правда, и германское влияние на внутреннюю политику Латвии ощутимо выросло — и в ближайшие месяцы

балтийские немцы будут втянуты в рискованные авантюры, которые провалятся одна за другой — но приведут к далеко идущим и трагическим последствиям.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное