За эфиром: Самоуправления
Лето в Риге имеет свой особый шарм. Те, кто в выходные дни — жаркие и солнечные — ездят из столицы на море поездом, меня поймут. Множество отдыхающих: семьями, с детьми, собаками, велосипедами, пляжными сумками — все вместе, громко разговаривая о своем на самых разных языках, едут электричкой несколько остановок. И потом, как по команде, почти весь вагон разом выходит на одной станции — например, Вецаки. И, знаете, дорогие читатели, каждый раз, пока и я еду на море, я пытаюсь расслышать в многоголосом хоре вагона родной язык.
Что может распалить даугавпилсское общество, породить споры и даже обмен оскорблениями? «Щука» в Стропах? Да, слегка взбудоражила умы из-за стоимости детской площадки, но не больше. Выбор исполнителя на День города? Тоже мне, нашли проблему: это же почти национальный вид спорта — кто сочнее выскажет недовольство после официального объявления фамилии. Кино запустили? Ощущение, что многими сей факт остался незамеченным. Дорожная разметка? А? О-о-о! Да! Извержение, как у исландского вулкана.
Для жителей Субате быстрее добраться не до Екабпилса, Илуксте или Даугавпилса, а до Рокишкиса в Литве. Многие знают литовский язык, конечно, не в совершенстве, но с базовыми фразами и словами знакомы. Проблемы же здесь те же, что и во многих других местах Латвии: люди уезжают, работы мало, для местной школы нынешний учебный год — последний.
Пять свитеров один на другой, леденеющие в перчатках руки, кружка горячего чая под прилавком и сказанное с улыбкой: «Не привыкать, зимой здесь всегда так». Примерно в таких условиях в «холодную волну» работают продавцы на Петертиргусе, крупнейшем рынке Лиепаи. Да, чай свой: в самый мороз, говорят, даже кофейные автоматы замерзали. Трудовая инспекция указывает: формально ничего не нарушено, и на холоде отнюдь не только торговцы работают.
Недавно столичные депутаты и министры узнали важную новость. Оказывается, в латгальском приграничье людям доступны российское и белорусское телевидение и радио! И совершенно свободно, как подосиновики после дождя. Сокрушительное открытие это совершается с периодичностью раз в десять лет и представляется с возмущением в голосе и ужасом в глазах: жители Латгалии, мол, поголовно сидят на пропагандистской игле соседских диктаторских режимов. ОК, шок пережит. Господа, какие действия предпринимаем? Правильно — никаких.
В Даугавпилсе почти год меняют трамвайные рельсы и бонусом строят новую ветку. Сроки поджимают, нужно «добить» объекты до конца года, иначе окажется, что строили за свой счёт, а не за европейский. Для ускорения процесса решили пойти ва-банк: объявили, что с 27 сентября трамвайное сообщение закрывается до конца года, на ремонт. «Обрадовались» все, но только за выходные горожане успели спустить пар, как уже на этой неделе объявляют, что трамваи — будут. Зря, мол, расстраивались.
Литовские туристы всегда с большим отрывом лидируют среди всех зарубежных гостей Лиепаи. Это лето не — исключение. Неудивительно, что авария на очистных сооружениях переполошила наших бралюкасов. Кажется, намного сильней, чем нас, местных. Ситуация явно требует объяснений. Главное, что хочу сказать — прохладная и дождливая погода портит отдых гораздо сильней, чем уже ликвидированная утечка!
Даугавпилс встречает майские праздники в культурно-историческом настроении. Плотность мероприятий компенсирует относительно спокойные недели в апреле. Самое главное, на мой взгляд — открытие Инженерного арсенала. Точная дата — 5 мая. На этот раз открытие настоящее, без деления на официальное и неофициальное.
«Отмучились». Так я назвал бы этот сезон в высшей лиге для хоккеистов «Динабурга». Проигрыш, поражение, разгром, новый антирекорд. С каждым матчем все сложнее получалось подбирать слова, описывающие результат. Даугавпилс, конечно, никогда не был в числе фаворитов на хоккейной карте страны, но и так безнадёжно команда тоже не выглядела — две победы за сезон.
На один день, 19 февраля, вернут публике работы эстонского художника-керамиста Сандера Раудсеппа. Вы уже забыли, кто это? Вот, а Даугавпилс — помнит. Точнее, начал было забывать, но на этой неделе эстонская керамика вновь охватила умы горожан. Всё также с возмущением и местами напускным религиозным исступлением.
Кажется, Даугавпилс — то единственное место на планете, где очень тонкая линия между бесконечной ностальгией и реальностью выходит из недр подсознания на поверхность. Поэтому у нас она обладает максимальной силой, и поэтому редкий горожанин способен пройти по этой границе между пространствами, каждое из которых засасывает в себя… Ладно, лирика это всё. Вот физика: сообщение о сносе здания давно заброшенного пионерского лагеря спровоцировало выброс ностальгии небывалой мощности.