LSM+ Сегодня вечером

Артус Кайминьш поработает на общество

LSM+ Сегодня вечером

Šovakar. RUS.LSM.LV Ziņas

Стамбульская конвенция – не латвийский путь?

Латвии Стамбульская конвенция не нужна — депутаты Сейма

Обратите внимание: материал опубликован 1 год и 7 месяцев назад

«А вы ничего не забыли?» Примерно так можно трактовать резолюцию, которую на днях принял Европейский парламент. Он напомнил шести странам ЕС о необходимости ратифицировать-таки Стамбульскую конвенцию по борьбе с насилием против женщин. Латвия — тоже в списке стран, которые этого еще не сделали. А что о конвенции думает новый Сейм? Депутатов опросил корреспондент Rus.LSM.lv Сергей Герасимов.

Обещанного в случае Латвии, кажется, ждут не три года, а уже примерно семь. Еще в 2016 году страна подписала Стамбульскую конвенцию. Её полное название — Конвенция Совета Европы по борьбе с насилием против женщин и насилием в семье.

Стамбульская конвенция

Конвенция о предотвращении насилия в отношении женщин была разработана Советом Европы и открыта для подписания в 2011 году в Стамбуле (поэтому ее называют «Стамбульской»). Это первый юридически обязывающий документ в Европе, который направлен на борьбу с насилием в отношении женщин внутри семьи и извне.

Конвенция вступила в силу 1 августа 2014 года, и ее ратифицировали 28 стран Совета Европы и 17 стран из числа государств — членов ЕС. Латвия подписала конвенцию еще весной 2016 года, но пока документ не ратифицирован парламентом, он не имеет юридической силы.

Конвенция предусматривает предотвращение насилия, информирование общественности, меры по расследованию и предупреждения проявлений насилия, а также ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, обеспечивая равенство между мужчинами и женщинами, а также международное сотрудничество в этой области, помогая неправительственным организациям и правоохранительным органам искоренить насилие в отношении женщин и насилие в семьях.

Полный текст документа доступен здесь.

Несмотря на вполне здравый смысл, заложенный в названии, в ЕС до сих пор остаются шесть стран-участниц, которые так и не сделали последний шаг — не ратифицировали конвенцию. Проще говоря — парламент должен собраться и проголосовать за. Но уже третий созыв Сейма Латвии этого не делает.

И это ставит Латвию в ряд с такими странами ЕС, как Болгария, Чехия, Венгрия, Литва и Словакия. По сути, ратифицировав эту конвенцию, государство даёт сигнал, что оно не позволяет дискриминировать женщин, подвергать их любым формам насилия. Борется с любыми проявлениями насилия в семье. Но латвийские парламентарии упорно от этой формальности уклоняются.

«У нас есть всё необходимое, чтобы избавить женщин от насилия. Для этого не нужна конвенция. Бумага эту проблему не решит. Конечно, насилие существует, но, по сути, у нас уже выполнены все пункты, которые требует эта конвенция! За исключением одного — что женщина должна получить медицинское обследование в достаточно короткое время.

Но эта конвенция также навязывает нам чуждые идеологии. Мы считаем, что есть два пола — мужчина и женщина, а Стамбульская конвенция вводит понятие гендера. Всё идет к тому, что можно менять пол, что это могут дети... Их надо от этого защитить, чтобы в школах никто не навязывал эту идеологию»,

— заявила депутат Сейма Рамона Петравича («Латвия на первом месте»).

Понятие гендера, или социального пола, в конвенции действительно содержится. Но, как говорят сторонники её ратификации — ни к чему не обязывает. Член президиума Сейма Антонина Ненашева («Прогрессивные») объясняет, что создан миф:

«Поскольку сами политики создали вокруг этой конвенции историю о том, что она что-то меняет касательно гендерной идентификации — теперь им сложно её принять.

Женщины наименее защищены от насилия, в том числе семейного. Чтобы способствовать снижению этих показателей, мы должны обязательно ратифицировать. То же сказал омбудсмен».

Стамбульская конвенция — один из тех вопросов, по которому в Латвии между собой не могут договориться ни правящие, ни оппозиция. А мнение, например партии «Стабильности!» совпадает с позицией крайне консервативной политической силы — Национального объединения. Депутат от нацблока Янис Домбрава, глава Комиссии по национальной безопасности, заявил, что конвенция — «абсолютно бесполезный документ»:

«Это подтверждает тот факт, что страны, которые её ратифицировали — Франция, Германия, Швеция — переживают драматический рост преступности против женщин и детей. Чем помогла эта бумажка?»

Глава парламентской фракции партии «Стабильности!» Алексей Росликов ссылается на исследование, заказанное Минюстом, когда им еще руководил консерватор Янис Борданс (и раскритикованное впоследствии):

«Я полагаюсь на выводы Министерства юстиции! В 2018 году (на самом деле в 2016-м, перед подписанием конвенции Латвией — и наша страна стала последней в ЕС, поставившей подпись под этим документом. — Прим. Rus.LSM.lv) оно вышло с широким анализом конвенции, и есть у них подозрение — а я их поддерживаю, — что под эгидой защиты от насилия ЛГБТ-ценности пытаются проникнуть в нашу страну».

Как ранее уже писал Rus.LSM.lv, анализ текста конвенции, который заказал Минюст, был раскритикован многими юристами. А самого юриста, который этот анализ провела — Байбу Рудевску — министерство выбрало исходя из её позиции против конвенции: её Рудевска публично выразила в соцсетях.

Даже бывший судья и многолетний председатель Суда Сатверсме, ныне депутат Сейма Гунар Кутрис (СЗК) заявил корреспонденту Rus.LSM.lv:

«Я не вижу необходимости. Если это конвенция против насилия — окей, регулируем [в законах Латвии] всё, что можно! Международный документ не должен создать противоречия и расколоть общество. Если мы посмотрим на авторов этого документа, они все нацелены на одно — не против насилия».

«Это вопрос национального масштаба и государственной идентичности! — заявил глава парламентской фракции коалиционного «Объединенного списка» Эдгар Таварс. — Принимая во внимание очевидный двойной смысл, который предполагает эта конвенция, Латвии ни в коем случае нельзя её ратифицировать».

Вице-спикер Сейма Занда Калниня-Лукашевица («Нвоое Единство») подчеркнула:

«Стамбульская конвенция — важный шаг, чтобы бороться с насилием в семье. Её ратификация — важный шаг, к которому нас призывают наши международные партнёры. Но мы видим, что поддержки в Сейме уже долгое время нет. Но дискуссию нужно продолжать и стараться развеять все те мифы, которые, к сожалению, укоренились в обществе».

Rus.LSM.lv уже сообщал, что Европарламент 15 февраля 2023 года принял резолюцию, требуя от шести стран-участниц ратифицировать Стамбульскую конвенцию, которую они уже подписали, и выразив порицание Польше, которая вознамерилась свою ратификацию теперь отозвать и ущемляет права женщин, запретив у себя аборты. Евродепутаты также указали, что, согласно вердикту Суда ЕС, Евросоюз полномочен ратифицировать конвенцию и без согласия стран-«отказниц» — что не снимет с них обязанности ратифицировать документ незамедлительно.

Rus.LSM.lv ранее сообщал, что 25 ноября 2021 года — в Международный день борьбы с насилием в отношении женщин — Европарламент принял резолюцию, обязывающую страны ЕС разработать и должным образом профинансировать обязательное обучение сотрудников различных служб, чтобы они умели анализировать риски семейного насилия и наилучшим образом защищать права детей. После этого решения, как заявила евродепутат Сандра Калниете, у Латвии уже не может быть аргументов   против ратификации Стамбульской конвенции.

Сейм до сих пор отказывался ратифицировать конвенцию (хотя Суд Сатверсме летом 2021 года признал ее соответствующей конституции страны).

Противники ратификации видят в документе угрозу семейным ценностям.

Как указал в марте 2022 г. Нил Муйжниекс, директор регионального европейского бюро правозащитной организации Amnesty International, перечне полученных Латвией рекомендаций европейских структур есть те, которые выполнить все-таки нужно — и это касается в том числе закона о партнерских отношениях, который легализовал бы однополые супружеские союзы, а также Стамбульской конвенции, которую Латвия подписала, но так и не ратифицировала.

В Латвии, несмотря на отказ нескольких созывов Сейма ратифицировать конвенцию, постепенно улучшается ситуация с защитой женщин от домашнего насилия. Одним из последних законодательных шагов в этой сфере стало предоставление в феврале 2022 года полицейским полномочий принудительно выдворять «кухонных боксеров» из жилища семьи даже в случаях, когда, вызвав полицию, пострадавшие не хотят писать заявление о нападении. Сотрудник полиции может выдать на срок до восьми дней охранный ордер, запрещающий семейному насильнику приближаться к жилищу пострадавшего лица, даже если агрессор — владелец жилья. Затем может быть принято и судебное постановление насчет запрета на приближение.

Одна из мер наказания, которая ждет абьюзера после судебного процесса — курсы по снижению агрессии. В 2021 году они стали обязательными. На курсы управления гневом посылают в тех случаях семейного насилия, когда суд выдает охранный ордер (призванный дать пострадавшим временную защиту от агрессора, а его побудить задуматься в изоляции от семьи о своем поведении).

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное