До сих пор люди, уличенные правоохранительными органами в насилии по отношению к близким, могли пройти такие курсы только в добровольном порядке, рассказала директор департамента Минюста по гражданскому праву Дагния Пальчевска:
«Однако теперь это будет вменять в обязанность суд. Курсы насильник обязан будет посещать по решению суда в указанном ему учреждении социальной реабилитации.
В случае, если персона не выполнит эту обязанность, можно будет применить уголовную ответственность».
Пойти на такой шаг политиков побудили призывы, прозвучавшие в прошлом году в ходе благотворительного марафона «Дай пять!», ежегодно проводимого общественными масс-медиа. Жертвы насилия тогда воспользовались помощью еще до завершения благотворительного марафона.
«Это действительно новшество, что суд сможет возложить на людей обязанность такие курсы пройти, это потенциально сможет изменить их поведение, и мы правда надеемся, что это произойдет. Прежние правила больше направлены на то, как реагировать на последствия, реагировать на уже совершившееся насилие, либо выселяя абьюзера, либо запрещая ему контактировать [с близкими]. Но обязанность пройти курсы влечет гораздо более долгоиграющие последствия для жизни такого человека и его близких», — сказала Пальчевска.
На курсы управления гневом будут посылать в тех случаях семейного насилия, когда суд выдает охранный ордер (призванный дать пострадавшим временную защиту от агрессора, а его побудить задуматься в изоляции от семьи о своем поведении). Такое решение Сейма с признательностью оценивают и психологи, работающие с жертвами семейного насилия — они указали, что и в принудительном порядке можно добиться благоприятного результата.
Rus.lsm.lv уже сообщал, что домашнее насилие в Латвии было и остается проблемой, а коронавирус может ее еще и обострить, потому что уровень тревоги в обществе вырос, а многие люди в этих условиях еще и оказались сутками заперты друг с другом.
«Для кого-то это катастрофа, которая приведет к развалу очень многих семей. И это очень больно и самим партнерам, и их детям. У нас и до пандемии было много насильственных отношений. А карантин работает как катализатор. Мы вынуждены находиться в не совсем нормальной ситуации, это такая проверка на устойчивость к стрессу. А для многих людей это вообще первая проверка в их жизни», – заявила в декабре 2020 года социолог, директор Института социальных и политических исследований ЛУ Айя Зобена.
Как ранее сообщал Rus.LSM.lv, над решением проблемы семейного насилия в Латвии работа ведется уже несколько лет. Новый министр внутренних дел Мария Голубева назвала это одним из своих главных приоритетов на этой должности.
«В Латвии домашнее насилие возросло во время пандемии, когда люди в основном находились дома, и тем, кто страдает от домашнего насилия, зачастую было некуда податься, некуда спрятаться. Это проблема. Мы уже довольно много сделали, но нужно делать больше».
Министр считает, что регулирующая эту сферу нормативная база еще требует доработки — например, для решения ситуаций, когда жертва насилия из страха не подает заявление. И для более эффективной борьбы с домашним насилием следует ратифицировать Стамбульскую конвенцию. Сейм до сих пор отказывался ратифицировать Стамбульскую конвенцию (хотя Суд Сатверсме признал ее соответствующей конституции страны).
Противники ратификации видят в документе угрозу семейным ценностям. Единственная политическая сила в правящей коалиции, которая однозначно поддерживает конвенцию – партия «Единство». Но голосов только ее депутатов в парламенте для ратификации недостаточно.
Латвией введена оплаченная государством реабилитация для совершеннолетних жертв семейного насилия и обучение полицейских о насилии в семье, в стране уже криминализировано преследование (сталкинг) и угрозы, введен термин «психологическое насилие».
Упомянутыми в конвенции, но до сих пор не реализованными в Латвии остаются, в частности, «кризисный телефон», который работает круглосуточно, возможность попасть к судмедэксперту, как только кто-то сообщает о насилии, а не через несколько дней, и регулярные информационные кампании.
Конвенция детально описывает различные подвиды насилия, обязывая присоединившиеся к ней страны предусмотреть для определенных видов насилия наказание в своем уголовном праве. В конвенции также много говорится о профилактике и просвещении, направленном на искоренение существующих в обществе стереотипов, и подчеркивается, что насилие в семье недопустимо. Документом оговаривается и создание ряда социальных услуг, таких как кризисные центры и бесплатный телефон доверия для жертв насилия.
Rus.lsm.lv ранее сообщал, что, по данным исследований, физическое и/или сексуальное насилие от нынешнего или бывшего партнера в своей жизни в странах ЕС в среднем пережили 22% женщин, а в Латвии — 32% женщин, что соответствует 270 тысячам женщин в возрасте от 15 до 75 лет.