Латвия в ближайшее время не ратифицирует Стамбульскую конвенцию — политики

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Европейский парламент на прошлой неделе призвал Латвию ратифицировать Стамбульскую конвенцию, направленную против семейного насилия. Латвия — среди семи стран, еще не утвердивших документ. Однако на это готовы только две из коалиционных партий, сообщает Latvijas Radio.

Стамбульская конвенция

Конвенция о предотвращении насилия в отношении женщин была разработана Советом Европы и открыта для подписания в 2011 году в Стамбуле (поэтому ее называют «Стамбульской»). Это первый юридически обязывающий документ в Европе, который направлен на борьбу с насилием в отношении женщин внутри семьи и извне.

Конвенция вступила в силу 1 августа 2014 года, и ее ратифицировали 28 стран Совета Европы и 17 стран из числа государств — членов ЕС. Латвия подписала конвенцию еще весной 2016 года, но пока документ не ратифицирован парламентом, он не имеет юридической силы.

Конвенция предусматривает предотвращение насилия, информирование общественности, меры по расследованию и предупреждения проявлений насилия, а также ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, обеспечивая равенство между мужчинами и женщинами, а также международное сотрудничество в этой области, помогая неправительственным организациям и правоохранительным органам искоренить насилие в отношении женщин и насилие в семьях.

Полный текст документа доступен здесь.

«Европейский парламент может много чего говорить. Однако в том, что касается международных соглашений и их введения на национальном уровне, у нас есть суверенное право», — заявил Рихард Колс, депутат Национального объединения и глава Парламентской комиссии по международным делам.

Он подчеркнул, что, по мнению Нацобъединения, отдельные пункты конвенции нельзя поддержать из-за противоречивости норм.

«Если процесс ратификации дойдет до парламента, мы его не поддержим. В случае, если русский бьет свою жену латышку, это насилие, но, если латыш бьет русскую жену, это меньшинство, там уже насилие в отягчающих вину обстоятельствах. Это одна из противоречивых частей в документе», — добавил Колс.

По его мнению, 80% отраженных в Стамбульской конвенции норм уже включены в латвийские законы.

По этому пункту позиции Нацобъединения совпадают со взглядами Новой консервативной партии.

«К сожалению, в нашей стране достаточно часто обвиняют законы и говорят что-то еще принять, что-то еще подписать. Вместо того, чтобы адекватно и по духу соблюдать это законодательство: предусмотрена и административная, и уголовная ответственность, которая призвана предотвращать случаи, которые упомянуты в конвенции. Очень важно следовать сути вопроса. Если ОЭСР указала нам изменить Уголовный закон, мы это сделали. В отношении Стамбульской конвенции все нормативные акты уже приняты. Другое дело, что они не введены в практику и не применяются. Если проблема в практике, а не в законодательстве, то нужно решать практические проблемные вопросы», — указала глава парламентской фракции НКП Юта Стрике.

Введение конвенции поддерживают «Новое Единство» и «Развитие/За!». Три года назад конвенцию подписал тогдашний министр благосостояния Янис Рейрс («НЕ»), и его партия была бы готова продолжить переговоры по этому поводу. Однако надо считаться с тем, что поддержки в коалиции не хватает — и подтверждения ратификации в Сейме ждать не стоит, признал Даниэль Павлютс («Развитие/За!»).

«Это вопрос, который нам кажется принципиально важным: признать, что насилие в семье — проблема — и что мы как страна готовы делать дальше, чтобы эту проблему уменьшить. Меня не убеждает аргумент противников ратификации конвенции о том, что мы уже все делаем. Если мы посмотрим на статистику, то увидим, что чем больше на эти вопросы обращаем внимания, то тем больше замечаем проблем с насилием в семье. На самом деле спор уже идет об отдельных словах», — заметил политик.

В договоре о сотрудничестве коалиции, сформировавшей правительство Кариньша, Стамбульская конвенция — одна из пяти тем, по которым партии оставили себе право голосовать по-разному. Глава Минблага Рамона Петравича также не поддерживает ратификацию. Она, однако, готова предложить решение в рамках существующих законов, чтобы справиться с семейным насилием и насилием против женщин.

Европарламент 28 ноября принял резолюцию, призывающую страны-участницы Евросоюза как можно скорее ратифицировать Стамбульскую конвенцию о пресечении и предотвращении семейного насилия, сообщил пресс-секретарь ЕП в Латвии Янис Крастиньш. Резолюция носит рекомендательный характер.  

Как сообщалось ранее в передаче Латвийского телевидения De facto, с момента принятия конвенции 80% рекомендаций уже включены в латвийское законодательство. Но ее ратификации противятся многие политики. Противники ратификации видят в документе угрозу семейным ценностям. Единственная политическая сила в правящей коалиции, которая однозначно поддерживает конвенцию – партия «Единство». Но голосов только ее депутатов в парламенте для ратификации недостаточно.

Весной 2018 года Янис Рейрс («Единство») в бытность главой Минблага в очередной раз подчеркнул, что цель Стамбульской конвенции — обратиться против насилия над женщинами, которое является самой удручающей формой полового неравенства.

«До конвенции и в Латвии, и в других странах реагировали только тогда, когда наступали последствия («приходите, когда вас убьют»). Сейчас подход кардинально изменился. Мы действуем заблаговременно и предпринимаем все усилия, чтобы защитить пострадавшего от повторного насилия», — заявила представительница Министерства благосостояния Виктория Большакова.  

Например, Латвией была введена оплаченная государством реабилитация для совершеннолетних жертв семейного насилия и обучение полицейских о насилии в семье, было криминализировано преследование (сталкинг) и угрозы, введен термин «психологическое насилие».    

Упомянутыми в конвенции, но до сих пор не реализованными в Латвии остаются, в частности, «кризисный телефон», который работает круглосуточно, возможность попасть к судмедэксперту, как только кто-то сообщает о насилии, а не через несколько дней, и регулярные информационные кампании.

Конвенция детально описывает различные подвиды насилия, обязывая присоединившиеся к ней страны предусмотреть для определенных видов насилия наказание в своем уголовном праве. В конвенции также много говорится о профилактике и просвещении, направленном на искоренение существующих в обществе стереотипов, и подчеркивается, что насилие в семье недопустимо. Документом оговаривается и создание ряда социальных услуг, таких как кризисные центры и бесплатный телефон доверия для жертв насилия.

Как уже писал Rus.lsm.lv, юристы, нанятые Минюстом и проанализировавшие Стамбульскую конвенцию о пресечении насилия над женщинами и семейного насилия, в 2016 году рекомендовали Латвии ее не подписывать. Юридический анализ был проведен фирмой юристов Инги Качевски и подписан Байбой Рудевской в Страсбурге.

Выполненное бюро Качевской и одобренное Рудевской юридическое заключение о Стамбульской конвенции вызвало недоумение и негативные отзывы как у общественности, так и в профессиональной среде, у юристов. Глава Минблага Рейрс прямо назвал выполнение исследования по заказу Минюста пустой тратой времени и денег налогоплательщиков.

Еще до ухода с должности комиссара по правам человека Совета Европы Нил Муйжниекс, со своей стороны, призывал Латвию ратифицировать конвенцию как можно скорее.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное