Стамбульская конвенция
Конвенция о предотвращении насилия в отношении женщин была разработана Советом Европы и открыта для подписания в 2011 году в Стамбуле (поэтому ее называют «Стамбульской»). Это первый юридически обязывающий документ в Европе, который направлен на борьбу с насилием в отношении женщин внутри семьи и извне.
Конвенция вступила в силу 1 августа 2014 года, и ее ратифицировали 28 стран Совета Европы и 17 стран из числа государств — членов ЕС. Латвия подписала конвенцию еще весной 2016 года, но пока документ не ратифицирован парламентом, он не имеет юридической силы.
Конвенция предусматривает предотвращение насилия, информирование общественности, меры по расследованию и предупреждения проявлений насилия, а также ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, обеспечивая равенство между мужчинами и женщинами, а также международное сотрудничество в этой области, помогая неправительственным организациям и правоохранительным органам искоренить насилие в отношении женщин и насилие в семьях.
Полный текст документа доступен здесь.
Подписали, но так и не ратифицировали конвенцию семь государств альянса: Болгария, Чехия, Венгрия, Литва, Латвия, Словакия и Великобритания. В принятой евродепутатами резолюции содержится призыв к немедленной ратификации и осуждаются «нападки на конвенцию и кампании против нее». Отмечается, что ряд стран-участниц «сознательно ошибочно интерпретируют конвенцию и знакомят общество с недостоверными утверждениями о ее содержании».
Европарламент требует, чтобы Еврокомиссия в будущей Европейской стратегии равноправия полов в качестве приоритета указала борьбу с насилием по признаку пола. Депутаты призывают ЕК издать правовой акт о борьбе со всеми видами насилия по признаку пола, в том числе с домогательствами в Интернете, с киберпреступлениями такого рода. Насилие в отношении женщин европарламентарии предлагают включить в список деяний, которые Евросоюз признаёт преступными.
Всем странам-участницам следовало бы обеспечить, чтобы конвенция реализовывалась и выполнялась как полагается, выделять на это соответствующее финансирование и человеческие ресурсы.
Особенно важно обеспечить соответствующее обучение всем профессионалам, работающим с пострадавшими от насилия — например, врачам и полицейским.
Евродепутаты также повторили свою просьбу о выделении 193,1 млн евро из бюджета ЕС на борьбу с преступлениями по признаку пола.
Согласно опросу, проведенному в 2014 году Агентством ЕС по основным правам, каждая третья женщина старше 15 лет в странах Евросоюза пережила физическое и (или) сексуальное насилие. 55% опрошенных женщин сталкивались с одной или несколькими формами сексуальных домогательств, 11% подверглись кибернападениям на этой почве. Каждая 20-я респондентка была изнасилована, отмечается в резолюции ЕП.
Как сообщалось ранее в передаче Латвийского телевидения De facto, с момента принятия конвенции 80% рекомендаций уже включены в латвийское законодательство. Но ее ратификации противятся многие политики. Противники ратификации видят в документе угрозу семейным ценностям. Единственная политическая сила в правящей коалиции, которая однозначно поддерживает конвенцию – партия «Единство». Но голосов только ее депутатов в парламенте для ратификации недостаточно.
Весной 2018 года Янис Рейрс («Единство») в бытность главой Минблага в очередной раз подчеркнул, что цель Стамбульской конвенции — обратиться против насилия над женщинами, которое является самой удручающей формой полового неравенства.
«До конвенции и в Латвии, и в других странах реагировали только тогда, когда наступали последствия («приходите, когда вас убьют»). Сейчас подход кардинально изменился. Мы действуем заблаговременно и предпринимаем все усилия, чтобы защитить пострадавшего от повторного насилия», — заявила представительница Министерства благосостояния Виктория Большакова.
Например, Латвией была введена оплаченная государством реабилитация для совершеннолетних жертв семейного насилия и обучение полицейских о насилии в семье, было криминализировано преследование (сталкинг) и угрозы, введен термин «психологическое насилие».
Упомянутыми в конвенции, но до сих пор не реализованными в Латвии остаются, в частности, «кризисный телефон», который работает круглосуточно, возможность попасть к судмедэксперту, как только кто-то сообщает о насилии, а не через несколько дней, и регулярные информационные кампании.
Конвенция детально описывает различные подвиды насилия, обязывая присоединившиеся к ней страны предусмотреть для определенных видов насилия наказание в своем уголовном праве. В конвенции также много говорится о профилактике и просвещении, направленном на искоренение существующих в обществе стереотипов, и подчеркивается, что насилие в семье недопустимо. Документом оговаривается и создание ряда социальных услуг, таких как кризисные центры и бесплатный телефон доверия для жертв насилия.
Как уже писал Rus.lsm.lv, юристы, нанятые Минюстом и проанализировавшие Стамбульскую конвенцию о пресечении насилия над женщинами и семейного насилия, в 2016 году рекомендовали Латвии ее не подписывать. Юридический анализ был проведен фирмой юристов Инги Качевски и подписан Байбой Рудевской в Страсбурге.
Выполненное бюро Качевской и одобренное Рудевской юридическое заключение о Стамбульской конвенции вызвало недоумение и негативные отзывы как у общественности, так и в профессиональной среде, у юристов. Глава Минблага Рейрс прямо назвал выполнение исследования по заказу Минюста пустой тратой времени и денег налогоплательщиков.
Еще до ухода с должности комиссара по правам человека Совета Европы Нил Муйжниекс, со своей стороны, призывал Латвию ратифицировать конвенцию как можно скорее.