Большинство норм Стамбульской конвенции уже введены в Латвии — De facto

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Конвенция Совета Европы против насилия в отношении женщин и семейного насилия (Стамбульская конвенция) служит в качестве «дорожной карты» и с момента ее принятия 80% рекомендаций уже включены в латвийское законодательство, сообщает передача De facto на Латвийском телевидении.

В латвийские нормативные акты было внесено много изменений в связи с принятой Стамбульской конвенции, заявляет Министерство благосостояния.

«До конвенции и в Латвии, и в других странах реагировали только тогда, когда наступали последствия («приходите, когда вас убьют»). Сейчас подход кардинально изменился.

Мы действуем заблаговременно и предпринимаем все усилия, чтобы защитить пострадавшего от повторного насилия», — заявила представительница министерства Виктория Большакова.  

Например, была введена оплаченная государством реабилитация для совершеннолетних жертв семейного насилия и обучение полицейских о насилии в семье, было криминализировано преследование и угрозы, введен термин «психологическое насилие».    

Упомянутыми в конвенции, но до сих пор нереализованными в Латвии остаются, в частности, «кризисный телефон», который работает круглосуточно, возможность попасть к судмедэксперту, как только кто-то сообщает о насилии, а не через несколько дней и регулярные информационные кампании.   

Уже многие годы против ратификации документа выступает Национальное объединение и возглавляемое партией Министерство юстиции.

Однако многие опасения Минюста основаны на неправильных предположениях, заявляет De facto.    

Например, ведомство беспокоит критика в отношении стран, ратифицировавших конвенцию, со стороны комитета ГРЕВИО (Группа экспертов по действиям против насилия в отношении женщин и домашнего насилия), который следит за выполнением предписанных соглашением норм.

«В латвийской системе здравоохранения любые действия, направленные на поддержку еще не родившегося ребенка, будут интерпретироваться как насилие против женщины», — заявил министр юстиции Дзинтар Расначс.

В отчетах ГРЕВИО и конвенции действительно упомянуты не родившиеся дети.

Однако насилием против женщины будет считаться принудительный аборт, совершенный без ее согласия.

Минюст также настаивает, что из-за ратификации в Латвии может появиться третий пол. «Было решение Конституционного Суда Германии, согласно которому должна появиться возможность указать, что родился не только мальчик или девочка, но какой-то средний пол. Решение суда было напрямую связано со Стамбульской конвенцией», — заявил парламентский секретарь Минюста Янис Иесалниекс (Национальное объединение).      

Немецкий суд действительно принял решение о возможности третьего пола. Однако оно не было связано со конвенцией. Она ни разу не упомянута в судебном постановлении. Об этом Латвийскому телевидению заявил представитель Конституционного Суда Германии.

Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, планировалось рассмотреть в правительстве и передать в Сейм законопроект о ратификации Латвией Стамбульской конвенции (к которой государство присоединилось еще в 2016 году – не без бурных дебатов). Единственная политическая сила в правящей коалиции, которая сейчас однозначно поддерживает конвенцию – партия «Единство». Но голосов только ее депутатов в парламенте для ратификации будет недостаточно. Союз «зеленых» и крестьян после визита главы Римско-католической церкви Латвии, архиепископа Збигнева Станкевича во фракцию Сейма объявил, что не одобрит законопроект. Нацблок же не поддерживал ее изначально. 

В правительстве вопрос о ратификации продолжат обсуждать, заявил в понедельник 29 января премьер-министр Марис Кучинскис (СЗК), но конкретные сроки принятия решения пока не известны. Кучинскис даже не уверен, что это удастся решить до выборов в Сейм (а они назначены на осень с.г.). В предыдущих дебатах он заявлял, что к конвенции нужно приложить декларацию, позволяющую в Латвии вводить условия этого документа в соответствии с Конституцией.

Конвенция детально описывает различные подвиды насилия, обязывая присоединившиеся к ней страны предусмотреть для определенных видов насилия наказание в своем уголовном праве. В конвенции также много говорится о профилактике и просвещении, направленном на искоренение существующих в обществе стереотипов, и подчеркивается, что насилие в семье недопустимо. Документом оговаривается и создание ряда социальных услуг, таких как кризисные центры и бесплатный телефон доверия для жертв насилия.

Как уже писал Rus.lsm.lv, юристы, нанятые Минюстом и проанализировавшие Стамбульскую конвенцию о пресечении насилия над женщинами и семейного насилия, в 2016 году рекомендовали Латвии ее не подписывать. Юридический анализ был проведен фирмой юристов Инги Качевски и подписан Байбой Рудевской в Страсбурге.

Выполненное бюро Качевской и одобренное Рудевской юридическое заключение о Стамбульской конвенции вызвало недоумение и негативные отзывы как у общественности, так и в профессиональной среде, у юристов. Глава Минблага Рейрс прямо назвал выполнение исследования по заказу Минюста пустой тратой времени и денег налогоплательщиков.

Комиссар по правам человека Совета Европы Нилс Муйжниекс, со своей стороны, призвал Латвию ратифицировать конвенцию как можно скорее.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное