Разделение братьев и сестер при усыновлении в практике сиротских судов не искоренено

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Государство и самоуправления стараются подыскать детям, оставшимся без родителей, соответствующую опеку вне семьи или в приемной семье. Но хотя закон и гласит, что при усыновлении (адопции) детей из одной семьи разлучать не следует, в некоторых случаях это все-таки происходит, сообщает Латвийское радио.

По данным Минблага, сиротские суды активно разделяли братьев и сестер при усыновлении в 90-х, но сейчас это редко практикуется. Впрочем, никакой статистики в подтверждение министерство не приводит. Между тем расследование Латвийcкого радио показало: сиротские суды поступают так и теперь.  

В детском SOS-поселке в Валмиере радиожурналисты наслушались жизненных историй детей, попавших туда после того, как родителей лишили родительских прав. В таких поселках семьи состоят из воспитателей-взрослых (чаще это только приемная мать) и нескольких воспитанников. Обстановка в домах максимально приближена к семейной. Нередко и воспитанники являются кровными родственниками, как дети Инары – у нее их под опекой четверо. Младшие попали в поселок прямо из роддома.

По ее словам, то, что дети – родные братья и сестры, помогает создать действительно семейную атмосферу. При этом отношения с биологическими родителями детей тоже сложились хорошие, отмечает Инара. Отец и мать сейчас сидят без работы...

Так вот: казалось бы, дети прекрасно усторены – но одного братика вдруг в прошлом году забрали и увезли в центр социальной опеки в Балдоне. Никакие просьбы и уговоры этого не делать не помогли. Мальчик – умственно отсталый, и тем же страдает еще один младший братик. Теперь все переживают, не заберут ли в Балдоне и семилетнего Яниса. Инара принимает его "таким, каков уж он есть". Служба опеки упирает на то, что таким детям нужен особый уход. Но будет ли им лучше вдали от родных? 

Этой осенью режиссер Арта Гига сняла пронзительный документальный фильм «Оставшийся» о поисках оставшегося в Латвии брата, которые ведет 23-летняя Мария, в детстве удочеренная парой датчан. Мать она тоже хочет найти. О своих близких Марии ничего не известно.

Министерство благосостояния поясняет: Мария – типичный для 90-х случай, тогда ни государство, ни самоуправления сохранение родственных связей между усыновляемыми детьми особо не волновало. Директор департамента детской политики Минблага Ливия Лиепиня в беседе с Латвийским радио признала, что фактически разделение детей случается до сих пор.

Хотя, подчеркивает она, в каждом случае взвешиваются интересы ребенка, то, как будет для него лучше. Закон при необходимости позволяет усыновлять братьев или сестер отдельно друг от друга. Но там не сказано, какие случаи считаются такой настоятельной необходимостью.

«Нельзя сказать, что закон запрещает такое разделение. Но основной принцип, конечно, что там, где можно не делить и где можно найти усыновителей всем детям, скажем так, то это и не делается», - сказала она. По словам Лиепини, этим объясняется факт большой численности усыновляемых за границу детей: иностранцы их принимают сразу всех, с братьями и сестрами, даже если детей насчитывается больше трех.

Для Латвии же это исключительные случаи – подыскать таких приемных родителей здесь трудно. И чем больше братьев и сестер – тем выше шанс, что они вынуждены будут расстаться, признала Лиепиня. Например, когда родителей десяти детей лишают родительских прав – кто их, всех десятерых, возьмет на воспитание? А так хоть некоторые растут в семейной обстановке.  

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное