Главными были вопросы: кто виноват в трагедии и как сделать, чтобы она не повторилась? Чтобы рассмотреть итог всех 19 заседаний комиссии по расследованию обвала кровли в супемаркете Maxima на ул. Приедайнес, собираться придётся не один раз. Тем не менее, комиссия сумела понять — как существующее на момент трагедии законодательство могло стать её причиной.
«Мне абсолютно ясно, что виновниками трагедии стали правительство, Министерство экономики и парламент, которые в 2009 году без особого анализа ликвидировали Государственную строительную инспекцию», - заявил журналистам LTV7 Балодис по телефону.
Строительную отрасль лихорадит от системных ошибок, говорится в отчёте. И ликвидация Стройинспекции — лишь одна из них. Новое Государственное бюро по надзору за строительством пока слишком слабо финансируется и едва может справляться с возложенными на него функциями контроля. В своем заключении члены комиссии указывают и на необходимость поправок в сфере гражданско-правовой ответственности строителей, их страховании и лицензировании.
«В этом отчёте много хороших вещей, и их необходимо ввести. К примеру, в заключении много говорится о квалификации строителей. Нам необходимо идти в направлении введения карт идентификации строителей. Как это происходит в Европе. Сейчас никто не проверяет — кто работает строителем», — говорит президент Латвийской ассоциации строителей Нормунд Гринберг.
Самоуправлениям нужно дать право запрещать строительство по этическим соображениям, к примеру, не дать закончить или сдать в эксплуатацию высотку на месте трагедии. Правительство должно разработать механизм контроля безопасности исторических зданий. А также отказаться от критерия самой низкой цены при проведении строительных конкурсов. Необходимо усилить надзор и за используемыми стройматериалами. Комиссия также указывает на недостатки в сфере гражданской обороны. Бывший депутат Имант Бурвис, который под завалами Maxima потерял сына, говорит — он для себя в этом заключении увидел главное.
«Они чётко написали — в том, что произошло, есть большая вина правительства. Когда мы платим налоги, мы покупаем услугу — безопасность. Деньги они брали, безопасность не обеспечили. 54 человека ушло в небытие», — подчеркивает Бурвис.