Ремесло как бизнес: заказы у латгальского мастера расписаны на 1,5 месяца вперед

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Валдис Гребеж – ремесленник из Вишек. Начинал работать с глиной, но теперь в его арсенале — дерево, камень, металл. Постоянные эксперименты — это не только творческие порывы, но и коммерческая необходимость. Таким образом Валдис выигрывает в конкурентной борьбе и находится на шаг впереди от своих коллег по цеху, сообщает Латгальская студия Latvijas radio.

Как и у многих мастеров-ремесленников, у Валдиса Гребежа есть постоянная работа. Почти 30 лет он преподаёт в Шпогской художественной школе. Хотя ремесло давно его полностью обеспечивает, оставить школу совесть не позволяет, признаётся Валдис. На работу в школу попал сразу после учёбы в Сельскохозяйственной академии.

«В Сельхозакадемии я получил специальность инженер-механик по сельхозтехнике, но судьба меня увела в другую сторону, и я ни одного дня не проработал в этой специальности, потому что тогда начались перемены, закончились колхозы».

Параллельно с дипломом инженера Валдис Гребеж получил профессию художника-оформителя, которая пригодилась после возвращения домой.

Работая учителем по керамике, Валдис Гребеж осваивал новые техники, изучал, как реагируют материалы. Эксперименты привели к нестандартному продукту – керамическим картинам. Постепенно мастер стал работать с другими материалами.

«Началось с выставок. Потом заметил, что есть интерес. Были первые попытки продавать эти работы — чтобы всё было официально, оформил статус исполнителя индивидуальных работ. Это самая простая схема, чтобы начать свой путь и работать не только на рынках, но и официально с магазинами. По-моему, в 1995 году начал заниматься предпринимательской деятельностью — и занимаюсь этим до сих пор. Сейчас это статус индивидуального коммерсанта».

Валдис активно посещал ярмарки, включая большие слёты в Риге на Кипсале.

«Готовясь к этим выставкам, включал туда работы, которые не продумывались для продажи, а больше для того, чтобы показать возможности или тенденции. Хотя, по опыту скажу, любая работа, которая была произведена, найдёт своего покупателя. Конечно, были исключения, но эти не проданные работы, когда появилась линия туризма, оставляю для себя, чтобы они оставались в общем интерьере».

Сейчас Валдис на ярмарки не выезжает. Он работает в Вишках у себя в мастерской. Заказы расписаны на полтора месяца  вперёд. Ситуацию изменила политика развития туризма в регионе:

«Очень много заказов, которые приходят через информацию, которая есть в Интернете, или посредством, так называемой би-би-си – «Баба бабе сказала», то есть сарафанное радио работает очень хорошо. А начиная линию туризма, придумал идею, что все посещения могут быть на месте, и разработан целый цикл мастерских, которые также мобильны. Они могут выехать в любую точку, на любое мероприятие, в любой город. В последнее время это очень востребованная вещь».

Валдис прагматично подходит к организации работы. Со временем чётко разграничил часы работы и отдыха.

«В малом бизнесе выходных не бывает, но с годами я специально стараюсь в выходные дни не работать на заказах и на выездах. Бывают исключения, когда что-то срочно надо. В основном – это получается в рабочие дни, но у меня график такой: начинаю с 8 часов, и до восьми продолжается. Получается 12-часовой рабочий день. Первая половина дня посвящена коммерции, вторая школе либо выездным мероприятиям, которые связаны либо со школой, либо с бизнесом».

Субботние визиты туристов в мастерскую Валдис не рассматривает как потерю выходного дня.

«Турист интересен чем? Максимальная программа – 2 часа. Берётся весь цикл предложения, когда желают посмотреть все мастерские, фотографироваться, обсудить, поговорить. И два часа в субботу можно выделить для такого интересного мероприятия, и это всё-таки неплохой доход».

С глиной Валдис теперь работает редко – не хватает времени. Постоянное техническое совершенствование для него не менее важно, чем денежная прибыль.

«Мне нравится, когда заказы сложные и нужно ещё раз экспериментировать, что-то узнавать новое  для себя. Это 100% handmade, он не повторяется. Не штамповка! Это будет в одном экземпляре, только у этого клиента. Даже если кто-то пожелает в этой технике, то всё равно это будет что-то новое, эксклюзивное. Есть интересная техника, которую увидел на «Славянском базаре», так называемое чёрное дерево – отожжённое. Скульптура делается, затем обжигается, и в чёрном варианте появляется совершенно другая фактура и появляется новое направление».

Валдис Гребеж признаёт, что он сейчас может позволить себе сидеть на месте, работать в мастерской, принимать заказы и не волноваться о доходе. Но прежде чем ремесло станет заработком, нужно преодолеть несколько этапов развития. По мнению Валдиса, первая ступень – это интерес к ремеслу, первые работы, освоение техники.

«Когда ты понимаешь, что интересно не только тебе, то интересно кому-то показать. Показываешь, если это интерес в том, что человек хочет приобрести – это первая искра предпринимательства. Когда начинаешь продавать, смотришь, что делается вокруг. Кто твои конкуренты? Можешь сделать всё красиво, тебя похвалят, но не купят, потому что либо дорого, либо отличаешься по качеству от конкурентов. Тогда начинаешь думать, как найти свою нишу».

Когда эта ниша найдена, успокаиваться нельзя. Нужно совершенствоваться дальше, считает Валдис.

«В идеале нужно развивать следующую нишу и её развивать. Моя схема такая: я развиваю то, что знаю, и расширяю, чтобы оторваться от конкурентов ну хотя бы на несколько лет, потому что сейчас ничего не скроешь. Второй вариант – универсальность, то есть многогранное предложение – это один из вариантов успеха.
Люди останавливаются на разных этапах. Иногда на первом, потому что это только для себя. Иногда на том этапе, что вышел на рынок, но конкуренты не пропустили, и понял, что не может конкурировать. В принципе, единицы проходят на следующие ступени, тогда они становятся законодателями мод. На них смотрят, ориентируются – это уже бренд».
 
Что касается цен, Валдис Гребеж разработал алгоритм, по которому высчитывается час работы над продуктом, но законов рынка никто не отменял, и торг уместен.

«С годами появился слой покупателей, которым интересен продукт ремесленника. Для них эти цены адекватные, поэтому я ориентируюсь на этого клиента. Тот, кому надо — он заплатит эту сумму однозначно, но можем поторговаться без проблем».

Несмотря на все проблемы, Валдис считает, что в Латгалии предприимчивых ремесленников больше в сравнении с другими регионами.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще