«Мы все знаем, что у министерств постоянно возникают какие-то запросы на миллионы евро. Минфину просто нужно определить для них допустимый порог и настаивать, чтобы министерства не преступали его, – считает Римшевич. – Смотрите, ведь 1% дефицита означает что? – мы тратим уже больше, чем получаем! И в сегодняшней ситуации, когда экономика развивается, и Латвии ничто не угрожает, жить не по средствам – неправильно. Страны, на чей пример нам стоит ориентироваться, не тратят больше, чем получают».
После введения евро темпы роста ВВП в Латвии, по статистике, снизились почти вдвое. Но если бы мы не ввели евро, говорит Римшевич – может быть, теперь ВВП вырос бы не на 2,8%, а лишь на 1,5% или даже 0%. Кроме того, до того как стать участницей еврозоны, Латвия не могла так легко войти на те рынки, что ей интересны. Не евро виноват в том, что происходит с экономикой, убежден Римшевич.
«Сейчас латвийская экономика тормозится, и мы должны быть внимательными в своих тратах… Во-первых, это события на больших рынках, куда наши предприниматели экспортируют. Это прежде всего Россия. Но и украинско-российский конфликт примерно на 1% экспорт сократил. Мы должны быть предельно внимательны в тратах», – повторил президент Банка Латвии.
На вопрос, насколько негативно повлияли на ВВП ограничения в программе ВНЖ для инвесторов-нерезидентов, Римшевич признал:
«Видя, что экономка притормаживает, важно учитывать, как развивается любая отрасль – будь то торговля, обрабатывающая промышленность, строительство или услуги. Когда БЛ спросили, как это отразится, мы сказали: политикам нужно очень вдумчиво оценить, идти ли на эти ограничения.
А теперь получается, с одной стороны, мы не хотим тратить меньше, с другой – урезаем эту программу ВНЖ и сокращаем поступления в бюджет. (…) Должны вестись очень точные расчеты, сколькими средствами мы располагаем. В Латвии сейчас нет никакого кризиса, и жить не по средствам недопустимо».
Позиция Банка Латвии по изменениям в налогах всем известна, подчеркнул Римшевич. Но снова по пунктам ее озвучил:
«Мы ратуем за то, чтобы как минимум на 4 года заморозить систему налогообложения! Чтобы все знали, что в следующие годы никакие налоги в стране меняться не будут. Второе. В ситуации, когда нам нужно удовлетворить столько запросов министерств, было бы явно неверным шагом снижать подоходный налог с населения.
Повышение налогов – это неприкасаемый резерв, которого затрагивать нельзя, если мы не в самом-самом глубочайшем кризисе! Когда Годманис повысил НДС с 18% до 21%, это было оправданно. Но сейчас говорить об этом, о повышении налогов совершенно недопустимо».