Душеприказчик отца «Арсенала» Марис Гайлис о прощании с Аугустом Сукутсом — «Пепел вещь тяжелая»

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

В третий день августа отмечали именины Аугуста. В этот день члены команды легендарного кинофорума «Арсенал» и их друзья выехали в Кейпене, что в семидесяти километрах от Риги, чтобы отпраздновать именины Аугуста Сукутса. Отведав пару бокалов вина (любимый напиток Аугуста), экс-премьер Латвии, бизнесмен, а также душеприказчик Сукутса Марис Гайлис рассказал Rus.lsm.lv о достаточно сюрреалистической церемонии прощания с прахом отца кинофорума...

Но для начала напомним, что в Кейпене по задумке Аугуста основан центр великого кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, который в детстве проводил каждое лето неподалеку с семьей. Подробности об этом удивительном месте, придуманном господином Сукутсом, можно прочитать здесь — Андрей Шаврей: Кейпене — возвращение в нескончаемый мир кино.  Добавим, что теперь тут есть еще одна новинка - дрезина, на которой можно прокатиться по оставшемуся отрезку железной дороги — с ветерком, сквозь мощную архитектурную композицию, символизирущую кинокадры... На фото во время поездки на дрезине с Марисом Гайлисом — член команды «Арсенала» Вайва Баузе, некогда директор кинофорума очаровательная Бенита Сарма и знаменитый архитектор Андис Силис, один из авторов комплекса в Кейпене.

В здании участники торжества дегустировали напитки, закусывали и... разумеется, смотрели кино о жизни Аугуста в Испании, где он провел последние годы своей жизни (хотя умер как раз в родной Риге, приехав, как всегда, в мае — на свой юбилей и, увы, тяжело заболев)... Бенита вспоминала о веселых проделках Аугуста — например, как во время поездки в Гонконг делегации «Арсенала» у Аугуста пограничник спросил: «Наркотики-оружие есть?». Аугуст моментально ответил, почти как герой из «Скромного обаяния буржуазии» любимого Луиса Бунюэля: «Конечно, есть!». В результате «арсенальцы» получили уникальный жизненный опыт, просидев пару часов в полицейском участке. Но все обошлось...

А один из основателей «Арсенала», доцент Латвийской академии художеств Виктор Янсонс сказал, что самые гениальные идеи у Сукутса рождались после полуночи, когда он звонил друзьям... И заодно «толкнул» колоссальную речь, сказав, что надо придумать тут памятник Аугусту: «Пусть он будет тут сидеть из металла!». «Так он же заржавеет!», — воскликнула Бенита. «И это великолепно! Голосуем за поржавевшего Аугуста! Кто за? В общем, единогласно!».

Знаменитый кинодокументалист Виталий Манский, бывший в Кейпене во время одного из «Арсеналов», путешествовал по станции и ее окрестностям, снимая все на камеру и явно готовя репортаж для телеканала «Настоящее время».

Через полтора часа празднования Rus.lsm.lv решил задать господину Гайлису пару вопросов.

- Марис, история прощания с прахом Аугуста в Испании уже обросла легендами. Что знаю единственно точно — он сам мне рассказывал, что завещает себя кремировать и прах развеять в саду имения в испанской Дении...

- Да, это так. Вообще Аугуст всю церемонию прощания сначала в рижском крематории, а затем в Испании лично расписал. И на церемонию прощания с его прахом и поминки пригласил восемь человек, которые должны были приехать после его смерти в Испанию, они были упомянуты в завещании. И это произошло — через полгода после кремирования в Риге.

- Если не секрет, можете назвать имена, которые он упомянул?

- Конечно.  Это я с супругой Зайгой, один из основателей «Арсенала», член нашей команды Виктор Янсонс, также член команды кинофорума Александр Буссе. Присоединился художник Митревиц. И родственники были. И вот в завещании предписано было так: мы должны собраться в Испании и... пить там семь дней вино.

- И смотреть кино, согласно девизу «Арсенала» «Вино и кино!»?

- Да. При этом, все это было заранее Аугустом профинансировано лично, равно как и билеты на самолет туда и обратно, и проживание. Кто-то остановился в гостинице неподалеку, мы с Зайгой оставались на месте в доме Аугуста. И еще в завещании было указано, что непосредственно церемония развеивания праха в саду должна была произойти под звуки музыки фламенко. Мы поехали в магазин и купили кусок ламината для небольшой сцены, на которой танцевала танцовщица, выстукивая о дерево каблуками. Все это можно было сейчас увидеть в фильме на станции в Кейпене - там была девушка-танцовщица и три мужчины, которые очень энергично играли на гитарах. Церемонией руководил Александр Буссе, в таком особенном духе.

- Наверняка в восточном духе, он же глубоко знает историю Китая и китайский язык...

- Да, общался с духами и при этом говорил на разных восточных языках, притом, на древних. Было очень интересно. Аугуст хотел, чтобы его пепел был высыпан на клумбу, где-то около полуметра высотой, на которой растут три сосны.  Мы принесли туда столик и на поднос высыпали пепел. После чего я взял вентилятор из дома Аугуста, подсоединил его к электричеству, чтобы дуло в нужную сторону. Но... этого не произошло.  Дело в том, что пепел вещь достаточно тяжелая, а вентилятор был слабый и тогда.. мы все собрались у подноса и стали дуть в сторону клумбы. После чего, как и положено в завещании, семь дней пили вино. Вина было достаточно.

- И смотрели кино. Какое?

- Два фильма. Это был «И корабль плывет» Федерико Феллини, там как раз есть сцена, когда на корабль приносят пепел и его сдувает ветер. А потом был «Пепел и алмаз» Анджея Вайды, этот фильм очень повлиял на жизнь Аугуста и повернул его судьбу в сторону кино.

- Неслучайно в офисе «Арсенала» в мансарде здания на рижской Марсталю у дверей кабинета Аугуста всегда висела большая картина кисти Миервалдиса Полиса, который изобразил Збигнева Цыбульского в роли в том фильме...

- Да. Так что время провели, можно сказать, очень интересно. Были споры и... даже был крик. В общем, все почти как в кино. Потому что вот люди в таком тесном кругу в такой странной атмосфере. И при этом несколько дней пьют...

-  Да, Аугуст явно срежиссировал некое «изменение сознания» у зрителей прощальной недели... Правда, вот Виктор Янсонс, насколько я знаю, сорвался все же и, обидевшись на что-то, умчался в аэропорт на третий день, даже не пообедав.

- Ну знаете, в результате было все, как и хотел Аугуст, я радовался этому! (смеется). Помню, упал фужер и разбился. Даже был порез и кровь. Ну вот такие символы получились! Думаю, Аугуст очень радовался всему этому! Могу только еще сказать, что этому можно только позавидовать и постараться научиться — так организовать свои проводы и поминки.

- Да уж, будем учиться...

- Да, для начала надо только немного денежек накопить... (весело улыбается).

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное