Учащимся шестых – девятых классов Саласпилсской основной школы два дня назад пришлось заполнить необычную анкету. И это никакой не тест по учебе. «Считаешь ли ты, что Латвия должна поддерживать детей из Украины?», «Понятна ли тебе позиция учителей школы в отношении происходящего в Украине?», «Как ты будешь действовать, если в школе кто-то выразит поддержку России или Путину?». Всего 9 подобных вопросов.
С таким опросом в школу недавно пришли сотрудники Государственной службы качества образования. Анкеты были анонимными. Позже их фотографии появились в социальных сетях, где родители школьников начали дискуссию – уместно ли задавать детям такие вопросы, особенно без разрешения их родителей. И вообще – зачем?
От комментариев директор школы отказалась. Но по неофициальной информации Rus.LSM.lv, вчера родители учеников этой школы получили от неё сообщение.
Вот выдержки из него:
«5 апреля в 10:30 ко мне без предупреждения пришли сотрудники Государственного центра содержания образования и заявили, что хотят проанкетировать некоторые классы. Как я поняла, именно те, где учатся украинские дети. Вопросы анкеты мне не показали».
Директор говорит, что её тоже вызвали на беседу. И вот, что она пишет об этом: «В конце разговора мне в одной фразе рассказали суть жалобы - что украинские дети, которые поступили в школу, убегают от нас из-за небезопасной среды, и что родители наших детей жалуются в Министерство образования».
Также из письма директора следует, что сейчас в Саласпилсской основной школе учатся 18 детей беженцев из Украины. Есть дети, которые устроились в школу, но потом решили всё же учиться дистанционно в Украинской школе. Есть дети, родители которых не нашли квартиру в Саласпилсе и уехали в Ригу. Директор школы говорит, что и она, и все учителя делали всё возможное, чтобы украинские дети чувствовали себя хорошо. Ни о каких проблемах ей не известно и о грядущей проверке она не знала.
Прокомментировать произошедшее Rus.LSM.lv отказались и в Саласпилсской думе. А вот в Государственной службе качества образования рассказали, что проверка и анкетирование были проведены после того, как ведомство получило жалобу на эту школу. Кто и на что пожаловался – в службе не говорят.
«Это не является чем-то необычным. Мы индивидуально оцениваем каждую полученную жалобу. И принимаем решение о виде, форме и методах проверки. Иногда мы проводим проверку удалённо, например, запрашиваем документы, а иногда очно. Анкетирование мы проводим не всегда. Но анкетирование – не что-то новое, это наша обычная практика», - пояснил представитель Государственной службы качества образования Максим Платонов.
В Государственной службе качества образования говорят, что анкету составляли специально для этой школы. Ни одна другая школа Латвии такой опрос не получала. Здесь также указывают, что согласно 20-й статье закона об образовании, имеют право проводить такие проверки без предупреждения и разрешения родителей.
«Ведомство ни в этом, ни в других случаях при проведении анкетирования не настаивает на обязательном тестировании. Любой ребёнок может отказаться, и мы это уважаем. Мы никого не принуждаем. Кстати, в конкретном случае были школьники, которые отказались заполнять анкеты», - говорит Максим Платонов.
В норме закона, на которую ссылается Служба качества образования, нет чёткого указания на то, что проверки или анкетирование сотрудники службы могут проводить без согласия родителей. Но при этом в Госинспекции по защите прав детей проблемы в этом не видят.
«Инспекция не видит здесь ничего противозаконного. Особенно потому, что анкеты анонимные и будут оцениваться в общем. На наш взгляд, эти анкеты могут помочь отразить микроклимат учебного заведения и в случае необходимости предоставить пояснение и поддержку, чтобы предотвратить потенциальные конфликтные ситуации», - считает директор Государственной инспекции по защите прав детей Эвия Рацане.
Обобщить полученную в ходе анкетирования информацию в Государственной службе качества образования планируют в течение одной или двух недель. Результаты пришлют в школу и в краевую думу. Если из результатов будет понятно, что школа делала недостаточно в вопросах гражданского участия, ей поручат уделить этому дополнительное внимание, - говорят в ведомстве.