По словам Ринкевича, в Великобритании допускают, что на ее территории проживают около ста тысяч латвийцев. Латвийский МИД, при этом, называет более крупное число – до 150 тыс. человек.
«Точных данных нет ни у нас, ни у Великобритании. Поскольку никто не должен там регистрироваться», - пояснил Ринкевич.
Он рассказал, что одним из главных вопросов, который обсуждался с британской стороной, стала судьба латвийцев после 2019 года, когда Великобритания покинет Евросоюз. И хоть и не в массовом порядке, но отечественный МИД получает заявления от латвийцев, которые жалуются, что отношение к ним изменилось.
«У нас есть информация, что людей оскорбляли [за то, что они приезжие], но мы сразу же ставили об этом в известность британский МИД. Но есть и информация, которую мы анализируем и о которой я говорил с британским министром по Brexit.
Например, были случаи, когда конкретные самоуправления обязывали людей подписать какие-то бумаги. Они плохо знали английский язык, а в документах говорилось, что они должны покинуть страну. Это противоречит и законом Великобритании, и законам ЕС, членом которого Соединенное Королевство пока является», - заявил министр.
Но пока, признал он, у МИД больше вопросов, чем реальных жалоб.
Пока же МИД работает над тем, чтобы после 2019 года, когда Великобритания покинет ЕС, статус проживающих в Туманном Альбионе латвийцев не изменился.
«Мы считаем, что то же самое должно быть и в отношении британских граждан, но тут есть нюанс – очень многое будет зависеть от переговоров Британии и ЕС. Очень много пожилых британцев проживают на территории Испании, Португалии и других южных стран ЕС. Они пользуются местной медициной, социальными благами и, например, у Испании возникает вопрос – а кто будет за это платить после 2019 года? (..) В данном случае мы помогаем формировать общее мнение ЕС по этому вопросу. Но если достигнутая договоренность нас не устроит, мы не согласимся с их итогами», - сказал Ринкевич.