Марис Верпаковский — от героя на Евро-2004 до президентского кресла в «Лиепае»

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет и 5 месяцев назад

Глядя на то, какие чудеса в эти дни происходит во Франции, каким удивительным образом развиваются события на Евро-2016, невольно возвращаешься в 2004 год, когда сборная Латвии под руководством Александра Старкова, наводила шороху в Португалии. Сегодня эстафету латвийских футболистов подхватили те же исландцы.

Да, были времена... Первая, историческая игра с чехами и обидное поражение со счетом 1:2. Гол лиепайчанина Мариса Верпаковского в ворота Петера Чеха до сих пор стоит перед глазами. Кстати, этот вратарь лондонского «Арсенала» по-прежнему в строю и остается у себя на родине голкипером номер один. Удивительно, но этот «вратарский ряд Верпаковского» можно продолжить: на Евро-2016 играли хорошо знакомые ему швед Андреас Исакссон и венгр Габор Кирай. Наверное, они уже и не скажут, кто их обыгрывал в 2003-м (как раз тогда шел отборочный турнир чемпионата Европы-2004), зато в Латвии прекрасно помнят ту золотую пору латвийского футбола и голы латвийского нападающего под девятым номером.

Возвращаясь в 2004 год... На том континентальном первенстве Верпаковский мог стать героем и в матче с Германией, которая в Порту завершилась удивительной ничьей 0:0. И только нерешительность английского рефери помешала тогда состояться сенсации (в одном из эпизодов на Верпаковском явно фолили в штрафной, но свисток арбитра промолчал, и пенальти назначить он не решился). 12 лет назад и мне довелось прикоснуться к истории, стать, пусть и косвенно, ее соучастником, комментируя те незабываемые матчи на одном из латвийских телевизионных каналов. Первый опыт получился запоминающимся, когда я чуть было не сорвал на радостях голос. Эмоции переполняли!

Сегодня дважды лучший игрок страны Верпаковский (он признавался лучшим в Латвии в 2003 и 2004 годах), несмотря на свой не самый пенсионный по футбольным меркам возраст (в октябре ему исполнится 37), наблюдает за матчами чемпионата Европы со стороны. Уже не как игрок, а как президент футбольного клуба «Лиепая», ставшего в 2015 году чемпионом. Он не ушел из футбола, хотя могло случиться всякое. Несколько лет назад Лиепая осталась без профессиональной команды, и только Верпаковский, досрочно вернувшийся из Греции, сумел сохранить ее на футбольной карте страны благодаря своим связям, популярности в городе, и, разумеется, авторитету. «Золотой мальчик», как его в 2004-м окрестила президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, по-прежнему играет большую роль жизни в латвийского футбола (Верпаковский остается самым результативным игроком сборной Латвии, забив 29 мячей в 104 официальных играх): он и один из менеджеров национальной сборной Латвии, а еще занимает сразу несколько постов в Латвийской федерации футбола.

«Конечно, вспоминаю тот чемпионат Европы, и свой гол в ворота чехов уже в стартовом поединке. Он действительно стал моей визитной карточкой наряду с голом мадридскому «Реалу» в Лиге чемпионов, когда я выступал в киевском «Динамо», - рассказывает Марис Верпаковский. - Но почему-то в памяти остался еще один эпизод. Было это лет за шесть до нашего выступления в Португалии. Я был молодым игроком лиепайского «Металлурга», до сборной Латвии мне было еще далеко. Юрий Попков, наш тогдашний тренер, перед важной игрой запер нас на базе в Бернаты. Особых развлечений там не было, кроме телевизора. И в один из дней я смотрел за церемонией определения места проведения Евро-2004. Выбрали Португалию. И в тот момент я стал прикидывать — ага, через шесть лет мне будет 24 года, я буду игроком сборной и смогу в 2004-м играть в Португалии на чемпионате Европы. Вроде бы глупо кажется со стороны, но мой план осуществился. Значит так было суждено».

– Давай начнем со сборной Латвии. Последний отборочный цикл к этому Евро-2016 получился для команды Мариана Пахаря провальным — в десяти играх жалкие 5 очков, ни одной победы и последнее место в группе А. Почему после триумфального цикла-2004 у нашей главной команды никак не получается добиться нормальных результатов?

– Выход в финальную часть Евро-2004 – это было историческое достижение. Мы в какой-то степени прыгнули выше головы, и сейчас повторить это нам будет сложно. Хотя, конечно, я очень хочу, чтобы Латвия вышла на чемпионат мира или Европы. Кстати, в нашей группе хоть и есть фавориты — Португалия, Венгрия или Швейцария, но, считаю, нам по силам побороться за путевку на чемпионат мира.

– Почему так совпало, что ваше поколение добилось фантастического результата?

– У «Сконто» были хорошие времена. В плане детско-юношеской школы, в плане инфраструктуры, в плане подбора игроков этому клубу не было равных в стране. Все ребята из сборной прошли школу этой команды, и поэтому у нас была одна философия – на поле мы спокойно понимали друг друга. Была сыгранность, и мы знали, что от нас хочет тренер. И, самое главное, игроки находились на пике своих возможностей. Сейчас повторить что-то подобное нереально, потому что нам остро не хватает футболистов высокого уровня. Кроме Артема Руднева и Александра Цауни, которые закрепились в хороших клубах, больше и отметить особо некого. На мой взгляд, в сборной должно быть, как минимум, четыре - пять человек, которые стабильно выступают в сильных европейских чемпионатах.

– Какой гол самый ценный в твоей международной карьере?

– Можно отметить тот самый гол в ворота сборной Чехии на Евро-2004. Это был первый гол сборной Латвии в финальной части чемпионатов Европы. Жаль, что он не принес нам очков, чуть-чуть не хватило, когда в концовке встречи мы упустили победу. Еще были два гола в ворота турецкой сборной в стыковых матчах. Именно они позволили нашей команде выйти на Евро. Если взять клубную карьеру, то многие вспоминают мой гол в ворота мадридского «Реала» в матче Лиги чемпионов, когда я играл за киевское «Динамо». В Киеве мы сыграли вничью 2:2, и я забил самому Икеру Касильясу. Тогда в «Реале» играл Зинедин Зидан, Роберто Карлос, Дэвид Бэкхем, Рональдо... Воспоминания приятные, потому что всегда приятно видеть аншлаг на стадионе, ощущать сумасшедшую поддержку. Все это было, и я до сих пор это представляю, как сон. Ведь в один момент моя жизнь резко изменилась — после «Сконто» меня звали в Англию и Грецию, звали очень богатые клубы, но самое конкретное предложение поступило из Киева. Отец мне советовал особо не думать. И я его послушался. А как иначе? Представляете — за вами присылают частный самолет только для того, чтобы вы день провели в Киеве, познакомились с командой, выступающей в Лиге чемпионов. Я благодарен судьбе, что защищает цвета одного из самых сильных клубов Европы. В составе киевлян я выигрывал чемпионат и Кубок Украины, играл в Лиге чемпионов. Это был достойный этап в моей карьере, и я ни о чем не жалею.

– Глобальный вопрос - что происходит с футболом в Латвии? Возьмем, к примеру, Испанию, где ты играл в свое время и в «Хетафе», и в «Сельте». В стране, где в преддверии матчей, будь то сборная или клуб, все становятся тренерами. В Латвии сегодня есть почти 2 миллиона тренеров?

– Ирония понятна, но на самом деле ситуация выправляется. Пусть медленно, постепенно, но положительная тенденция наметилась. С Испанией сравнивать не будем. Точно также, как глупо сравнивать с Грецией или Хорватией, где мне тоже посчастливилось поиграть. Там каждый таксист знает, как надо было играть, какую тактику выбирать или какие делать замены. Правда, и в Латвии все чаще приходится сталкиваться с такими «экспертами», и на трибунах, и за пределами стадиона. А это значит, что популярность футбола в Латвии — не пустой звук. Даже мои друзья начинают советовать — кого надо брать в сборную, а кого — не надо.

– Кто является надеждой латвийского футбола?

– Подрастает новое поколение. В их числе есть пара, так сказать, звездочек. В перспективе они должны стать новыми лидерами главной сборной страны. Пока рано говорить о персоналиях, ведь они только начали свой путь. А вообще, талантливых ребят предостаточно, и это радует. В той же «Лиепае» есть перспективные игроки. Не все так печально. Надеюсь, в ближайшие годы поступит качественное пополнение, и Латвия вернется на прежние позиции.

– За национальную команду Латвии ты сыграл более 100 матчей.

– Моя карьера в сборной сложилась все-таки более ярко, чем клубная. Были и более успешные моменты, и не совсем успешные периоды, но, в целом, вспоминаю о карьере в сборной с большим удовольствием. Рад, что удалось достичь отметки в 100 матчей, хотя это и не являлось самоцелью. Горд тем, что смог забить 29 голов, хотя и никогда не был явным бомбардиром в сборной. Поверьте, никогда не думал ни о каких рекордах. Ярко выраженным снайпером вроде Виктора Добрецова или Михаила Михолапа я же не был. Но когда набралось мячей двадцать, естественно, появилась цель стать рекордсменом. Будет, что рассказывать детям и внукам!

– Матчи в Португалии — красивая сказка...

– Все же иногда думаешь, что, улыбнись нам в Португалии удача в каких-то маленьких вещах, могли бы набрать больше очков. Однако в любом случае сборная Латвии на Евро-2004 в грязь лицом не ударила, и это тоже повод для гордости!

– Ту команду все наши болельщики вспоминают с любовью.

– Надеюсь, приносил болельщикам радость. Но без партнеров, без их помощи ничего бы не было. Наверное, лучше всего получалось взаимодействовать с Андреем Рубиным, но и рядом со всеми остальными я всегда чувствовал себя прекрасно. У нас потому и получилось добиться большого результата, что мы с полувзгляда понимали друг друга и всегда были друг за друга горой. Поэтому я всегда считал сборную Латвии семьей. Но всему свое время. Те 15 сезонов навсегда в моем сердце, наша сборная подарила мне много друзей и незабываемые мгновенья. По сути, всю свою футбольную жизнь я в сборной и провел. Я спокойно воспринял завершение одного этапа и начало нового, еще более ответственного.

– Марис, как сегодня тебе удается совмещать работу и в «Лиепае», и в национальной сборной, и в федерации?

– Как-то получается... На самом деле когда играет сборная, в чемпионате Латвии наступает пауза. Так ведь во всей Европе.

– Что делает спортивный менеджер в сборной Латвии?

– У меня три основные функции - это так называемый «скаутинг», когда я слежу за выступлением игроков сборной Латвии в зарубежных клубах, это консультации главного тренера, когда я делюсь своим мнением по наиболее важным вопросам, третье - репрезентативные функции, которые включают в себя участие в официальных и торжественных мероприятиях со стороны сборной Латвии.

– Получается?

– Думаю, да. В данном случае я как бы связующее звено между тренерским штабом и игроками, так как сам только недавно повесил бутсы на гвоздь.

– Мариан Пахарь — главный тренер сборной Латвии, прислушивается к твоим советам?

– Прислушивается, но, разумеется, окончательное решение принимает он сам. Во время игры ничего такого не происходит, я обычно сижу не на скамейке запасных, а наверху. Но в перерыве могу спуститься вниз и что-то подсказать.

– Сегодня в Лиепае футбол переживает подъем, и все благодаря тебе. Марис, можно ли сказать, что футбольный клуб «Лиепая» — это твой бизнес?

– Нет, бизнесом это точно не назову. Другое дело, что руководство клуба стремиться к тому, чтобы клуб себя окупал.

– Как вообще начиналась операция по спасению футбольной команды в твоем родном городе?

– Кажется, это было в августе 2013 года. когда главный тренер лиепайской команды Виктор Добрецов мне позвонил и сообщил, что дела у завода Liepājas metalurgs идут неважно и футбольная команда больше не будет им поддерживаться. Более того, речь идет о ликвидации клуба. В общем, он меня попросил вернуться домой и что-то предпринять. Первая мысль — абсурд, и я сразу сказал, что это нереально. И, наверное, в тот момент я, обдумывая ситуацию, давал себе процента три, не больше, что ввяжусь в это. У меня на тот момент еще полгода действовал контракт с греческим «Эрготелисом», а планов заканчивать карьеру прямо сейчас у меня точно не было.

– Выходит так, что все произошло неожиданно даже для тебя самого?

– Наверное — да. Я пожертвовал, думаю, двумя годами игровой карьеры, но нисколько об этом не жалею. Тогда я решил для себя, что мой путь — это все-таки работа в Лиепае. Я всю жизнь что-то доказывал, когда был действующим игроком. Доказываю и сейчас, хотя уже давно не играю, а являюсь президентом клуба.

– Народ в Лиепае постепенно возвращается на трибуны.

– И это прекрасно. Прекрасно то, что дети вновь приходят на трибуны и болеют за свою команду. Как это делал я, когда ходил на переполненный народом стадион и следил за каждым матчем своего отца. Футбол в городе, несомненно, вновь спорт номер один. Хочется, чтобы город жил футболом. Вот почему изначально мы решили делать ставку на своих игроков.

– Этим летом «Лиепае» предстоит серьезный экзамен — выступление в Лиге чемпионов. Готовы?

– Будем бороться несмотря на то, что в соперники по второму отборочному раунду нам достался сильнейший клуб Австрии «Ред Булл» из Зальцбурга. Во время жеребьевки, так случилось, я сидел как раз рядом с австрийцами. И уже тогда подумал, что это знак.

– Участие в матчах Лиги чемпионов — это еще и отличная возможность пополнить свой бюджет.

– Сейчас для нас это очень важно. При хорошем раскладе мы сможем заработать, и тогда не будет такого финансового давления на бюджет самоуправления. Дело в том, что в самый трудный момент Лиепайская дума нам сильно помогла. Нами разработан план на пять лет, и если все срастется, почему нам не повторить путь «Вентспилса» и не играть на групповом турнире Лиги Европы? Это возможно.

– На одном из матчей «Лиепаи» лично присутствовал президент страны Раймонд Вейонис.

– Спасибо мэру Лиепаи Улдису Сесксу, который пригласил президента на стадион после ралли.

– Какое будущее ждет «Лиепаю», задан ли конкретный вектор развития?

– Повторюсь - мы ориентируемся в основном на местных футболистов. Хотим взрастить свою молодежь, чтобы зрителям было интересно приходить на стадион и поддерживать лиепайских ребят. Цель номер один – поставлять игроков в сборную Латвии. Ну и конечно, хотим добиваться успехов и выигрывать титулы. На местном уровне мы уже показали более-менее неплохой результат, теперь хотим заявить о себе и на международной арене. Обещать ничего не могу, но мы будем реально бороться за честь клуба и страны. Наша основная проблема пока что финансы, и не всегда удается полностью заполнить бюджет. Первоочередная задача - выйти на полную самоокупаемость. Хотим полностью обеспечивать не только команду высшей лиги, но и «молодежку» с академией.

– Год назад была выполнена еще одна миссия Мариса Верпаковского — возрожденная «Лиепая» стала чемпионом Латвии. Если вспоминать латвийский чемпионат еще 90-х годов, то, получается, Верпаковский во второй раз принимает участие в возрождении лиепайской команды, ведь в 1998 и 1999 годы лиепайский клуб дважды брал «серебро» в первенстве Латвии, уступая в чемпионской гонке лишь непобедимому тогда «Сконто».

– Тогда мне и 20 не было еще.

– Но, согласись, разница есть — тогда, почти 20 лет назад, и сейчас, когда ты после матча с «Меттой/ЛУ» был одним из первых, кто выбежал на поле, чтобы поздравить своих ребят с этим успехом. Победой, которая два года назад казалось немыслимой. Ведь как раз в 2013 после краха «Металлурга» Сергея Захарьина ни о каком сохранении профессиональной команды не могло быть и речи.

– Зато в Лиепае осталась футбольная база. Как раз фактор этой сохранившейся инфраструктуры сыграл важнейшую роль в возрождении клуба. Это стало основой, чтобы взяться за работу. В Лиепае футбол не должен был умереть.

– Глядя со стороны, когда играет «Лиепая» или сборная Латвии, самому не хочется выйти на поле, не тянет обратно?

– Нет. Наверное, свое я отыграл. Если уж когда-то приспичит, могу просто потренироваться с командой. Мне этого вполне достаточно.

– О тренерской карьере никогда не задумывался?

– Нет, я никогда не видел себя тренером. Мне больше по душе должность спортивного директора или скаута. То, чем сейчас я и занимаюсь. Тренером быть очень сложно, мне кажется, это неблагодарная профессия. Да и тренеру из Латвии очень тяжело добиться большого международного успеха. Вот Старков выстрелил со сборной и его пригласили в московский «Спартак».

– В августе в Рио-де-Жанейро стартуют Олимпийские игры. Помнится, ты также бывал в Бразилии со сборной Латвии.

– Помню тот самый товарищеский матч с бразильцами в 1999 году. Если не ошибаюсь, это был мой всего второй матч за сборную, а против нас вышли Рональдо, Роберто Карлос, дебютировал в сборной Роналдинью! Мы тогда проиграли крупно - 0:3. В Бразилии с тех пор я не раз бывал. В бытность игроком киевского «Динамо» летал вместе с Леко в Южную Америку, отдыхали как раз в Рио, а заодно поздравили со свадьбой друга Родольфо. Впечатлений море!

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное