Социальные услуги нужно идти и запрашивать в соцслужбе — глава Общества самаритян

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Помощь нуждающимся пенсионерам, которую может и должно оказывать самоуправление, не исчерпывается продуктовыми пайками или пособиями. Заметно повысить качество жизни пожилых людей могут такие услуги, которые позволяют им продолжать жить дома, а не в учреждениях опеки, рассказал в передаче Латвийского радио 4 «День за днем» директор Общества самаритян Латвии Андрис Берзиньш.  

Кнопка безопасности, пансионат, помощь на дому – все этим могут воспользоваться пожилые люди в Латвии. Но пока далеко не все, кому это необходимо, признал Берзиньш.

«Мы работаем долго, с 1992 года - в этом году отмечаем 25 лет своей деятельности. Вопреки «библейскому» названию, с религией мы не связаны, как и с политикой. Стараемся просто помогать жить тем людям, которым приходится посложнее – и не только пожилым, но также матерям, оказавшимся в кризисной ситуации, ребятам с умственной отсталостью.

Но так как у нас сегодня разговор о сениорах, расскажу, что мы адресуем им. Кнопка безопасности во всем мире считается социальной услугой номер один. Если у человека уже появляются какие-то моменты, требующие повышенной осторожности по здоровью – то, например, в Швеции сразу же предлагают всем людям, попадающим в зону риска: вот вам кнопка.

В Латвии с 2004 года уже свыше тысячи человек пользуются такими кнопками. Принцип работы очень прост: как в больнице система оповещения – передатчик, переговорное устройство и пульт, где сидит дежурный персонал. Сначала они говорят с клиентом (в 9 из 10 случаев этого оказывается достаточно, чтобы успокоить человека, объяснить, помочь морально), и если помощь требуется на месте – тогда есть выездные бригады, их у нас по Латвии шесть».

По опыту, самой большой проблемой для престарелых людей оказывается внезапная  невозможность встать, говорит Берзиньш. Только что всё было нормально – но вдруг или сполз со стула, или еще как-то «прихватило».

«Чтобы не мучиться и не стучать по батареям, зовя соседей – можно спокойно позвонить, поговорить, и к нему приедут и помогут. Случаи бывают разные. У кого-то астма, у других – обострение хронических сердечно-сосудистых заболеваний. При приближении приступа они звонят нам, мы вызываем «скорую» и сами приезжаем. Всегда должен быть решен вопрос с запасными ключами на такой случай – оставить  соседям, которым вы доверяете.

Самое главное, чтобы к человеку можно было попасть. Важно, чтобы человек мог спокойно продолжать жить у себя дома, и ему не приходилось никуда переезжать только из-за того, что он одинок большую часть времени».

Клиенты узнают о возможности получить «кнопку спасения» или через знакомых, или в социальной службе, пояснил Берзиньш:

«Не нужно бояться к  ним обращаться. У нас очень хорошие социальные службы, и у них много различных социальных услуг. И главное – не нужно быть равнодушными. Нужно не только для себя просить – потому что люди-то видят, с какими проблемами сталкиваются окружающие, а сами те, кому помощь необходима, может, о ней и не попросят. Нужно обращаться в свою соцслужбу, и там посмотрят и подумают, какое может быть решение. Кнопка – лишь одно из возможных».

Пансионаты (дома престарелых) Берзиньш называет крайним средством, но признаёт: иногда без них уже не обойтись. Либо за человеком совсем некому присмотреть дома, и он беспомощен, либо помощь домашних требуется «настолько интенсивная, что кому-то нужно быть при нем неотлучно, либо с человеком близкие уже попросту не справляются».

«Пансионат – он нужен, чтобы человек мог жить там, где всё уже есть. В будущем году мы будем праздновать появление первого в Латвии пансионата четвертого поколения – там совершенно другой принцип ухода. Сейчас еще ведется строительство. Исторически все пансионаты создавались по принципу больницы с присутствием домашней обстановки в большей или меньшей степени. А в новых стремятся приблизить условия к обычной бытовой среде. Если человек спит до 10 часов – и пусть себе спит. Не надо его тормошить в 6:30 утра и в 8 давать ему завтрак. Нужно давать возможность жить как дома, нужны и приватные помещения».

Как уже сообщал Rus.lsm.lv, получить место в доме престарелых пожилые люди могут, но им предстоит отдавать учреждению 90% пенсии (планируется, что с 2020 года пенсионерам будут оставлять уже не 10%, а 15%), а если сумма недостаточна, то услуга доступна потенциальным клиентам лишь при условии ее софинансирования самоуправлением. На этой почве возникли даже нелегальные пансионаты. Там не так хороши условия и имеются свои риски - зато дешевле.

Есть еще такая возможность  обеспечить присмотр пожилому человеку, как пансион. Его Общество самаритян открыло недавно, в июле, на что потребовалось дождаться отдельных правил Кабинета министров, рассказал Берзиньш. Получается нечто среднее между домом и пансионатом: человек живет в отдельной квартире, готовит себе сам, убирает жилище сам и занимается другими посильными делами, но дополнительный уход тоже получает – ему оказывают его на дому. Услуга, реализуемая в сотрудничестве с Рижским самоуправлением, оказалась нарасхват, признал он. Особенно потому, что она дешевле пансионата. Свободных мест пока нет.

Как уже сообщалось, Латвия в последние годы взяла курс на деинституционализацию - и этот небеспроблемный процесс касается не только воспитанников детских домов или пансионатов для детей-инвалидов, но и пожилых людей. Так, Рижская дума еще два года назад пересмотрела систему поддержки пенсионеров и расширила спектр помощи на дому. Общество самаритян тоже реализует такие проекты, в том числе на средства еврофондов.

Система социальной помощи в Латвии такова, говорит Андрис Берзиньш, что формально, по закону, за всё должен платить сам человек, который эту услугу получает. Но каждое самоуправление принимает решение об объеме помощи, которую оно может предоставить.

«Если у какого-то редкого латвийского пенсионера пенсия – 4000 евро, ему, конечно, помощь не потребуется. Но 95% наших клиентов мы помогаем в сотрудничестве с самоуправлениями.

Какую-то часть человек может оплатить сам, а остальное уже берет на себя самоуправление. Но каждое из них автономно, и все сами решают, какие услуги им в свой регион привлекать. Что могут сделать сами жители регионов – они могут прийти в свое самоуправление и сказать: мы знаем, что вот такая-то услуга есть, может, и я мог бы получить ее».

По словам Берзиньша, договоры о сотрудничестве у общества заключены с 30 латвийскими самоуправлениями из 119.  

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное