Информация, имеющаяся в распоряжении инспекции, а также данные самих сиротских судов свидетельствуют, что в нескольких сиротских судах Латвии по-прежнему не решены проблемы, непосредственно и негативно влияющие на качество их работы, пояснил ведущий эксперт административного отдела VBTAI Тайво Трамс.
Чтобы исправить эту ситуацию, Инспекция по защите прав детей разослала письма в Минрегионов, Союз самоуправлений и Ассоциацию работников сиротских судов, прося во время разработки госбюджета на 2023 год вслушаться и углубиться во мнения руководителей сиротских судов об актуальных проблемах в этой сфере и возможных решениях. Необходимо принять меры, чтобы обеспечить соответствие работы сиротских судов требованиям нормативных актов и реальным нуждам населения, указала инспекция.
Многие сиротские суды оказались сейчас в ситуации жестокого кадрового кризиса, возникшего из-за неконкурентоспособных зарплат в этой сфере, а также из-за очень большого объема работы, которую сотрудникам приходится выполнять. Сиротские суды должны делать эту важную для общества и разнообразную работу — но у них буквально не хватает рук на всё.
Проанализировав ситуацию в ряде самоуправлений, в VBTAI пришли к такому выводу: хотя численность населения в ряде самоуправлений снижается — число семей, неспособных полноценно позаботиться о детях, остается неизменным, а где-то даже увеличивается. Это четко указывает на важность роли сиротских судов в жизни самоуправлений.
В этой ситуации сиротские суды в нескольких муниципалитетах до сих пор не имеют пригодных для работы помещений. Та же картина — с транспортом и снабжением топливом. Как известно, после административно-краевой реформы число сиротских судов существенно уменьшилось, а вот подведомственные им территории — наоборот, стали больше. А поскольку представители судов по роду службы обязаны обследовать жилища проблемных семей и проверять, в каких условиях в них воспитываются дети — этим сотрудникам нужно иметь возможность оперативно попасть по нужному адресу, чтобы удостовериться в соблюдении прав ребенка.
Крайне болезненным остается вопрос несоответствия зарплат. Летом этого года в 23 сиротских судах размер окладов их председателей не достигал минимума, оговоренного законом о зарплатах должностных лиц и сотрудников государственных и муниципальных учреждений. В еще 15 судах предусмотренного минимума не достигали оклады заместителей председателя, в 14 — оклады членов сиротских судов. Инспекция по правам детей подчеркивает, что
сохраняется также большой разброс зарплат в сиротских судах в разных самоуправлениях. Даже если повышение зарплат происходит, оно невелико, и оклад все равно не соответствует требованиям закона.
VBTAI призывает должностных лиц и политиков тщательно оценить, сколько сотрудников необходимо каждому сиротскому суду для полноценной работы, учитывая реальную ситуацию в каждом самоуправлении. Хотя еще до административно-краевой реформы инспекция призывала муниципальные власти проанализировать ситуацию и выделить необходимые для эффективной работы сиротских судов средства — сделано это далеко не везде. В результате в нескольких самоуправлениях сложилась кризисная ситуация: сотрудники сиротских судов трудятся с большой перегрузкой, они не в состоянии качественно выполнить всю возложенную на них работу, а также страдают от выгорания, пояснил Тайво Трамс.
Как писал Rus.LSM.lv, летом 2021 года произошла, наконец, большая перемена в системе сиротских судов Латвии — они перешли в ведение Госинспекции по защите прав детей, на чем инспекция давно настаивала. Разговоры о необходимости реформировать систему защиты прав детей велись в Латвии несколько лет, и в сентябре 2020-го Минблаг был раскритикован Госконтролем за невыполнение рекомендаций в этой сфере.
В ходе ревизии 2018 года Госконтроль искал ответа на вопрос, заботится ли государство о том, чтобы дать каждому ребенку возможности расти в семье, как того требуют нормативные акты. И проверяющие убедились, что система для оказания поддержки создана: в стране содержатся различные учреждения, обязанные заботиться об интересах каждого ребенка. Но итоги ревизии были обескураживающими:
«Мы констатировали вопиющие случаи, когда ответственные учреждения не сумели обеспечить наилучшим образом интересы ребенка, оставшегося без родительской опеки. И таких случаев было достаточно много», — сказала тогдашний госконтролер Элита Круминя.
Минблаг в этой связи заявил, что разумно передать часть функций сиротских судов Госинспекции по защите прав детей. Более масштабные преобразования в сфере семейной и молодежной политики рассчитаны на период до 2027 года. Бывший начальник VBTAI, ныне советник министра юстиции и ассоциированный научный сотрудник организации Providus Илона Кронберга ранее также заявляла: чтобы на государственном уровне решить львиную долю сохраняющихся в стране проблем в сфере защиты прав детей, требуется реформа сиротских судов.