Глава спецслужбы советует комиссии по «мешкам КГБ» придержать свое мнение при себе

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Историкам из ученой комиссии, которая занимается анализом архивов бывшего КГБ ЛССР, следует давать советы политикам о том, какое решение принять касательно этих важных материалов, а не «высказывать собственное мнение, еще даже не ознакомившись с ними», заявил в дискуссии на Latvijas radio руководитель Бюро по защите Сатверсме Янис Майзитис.

Как известно, между БЗС и комиссией уже длительное время тлеет конфликт вокруг допуска историков к материалам, хранящимся в помещениях бюро. Спецслужба настаивает, что для допуска к ним у специалистов должен иметься допуск к гостайне. На что ученые возражают: в таком случае после ознакомления с документами они не будут иметь права публично разгласить их содержание, в связи с чем утратит смысл сама работа комиссии. Правда, в середине декабря историки сдались и заполнили анкеты на получение доступа к гостайне.

Майзитис некоторое время назад в письме к министру образования и науки Карлису Шадурскису («Единство»), под чьей эгидой и работает комиссия, написал, что со стороны комиссии произошла «только деструктивная переписка». В понедельник 8 января он в дискуссии на Latvijas radio сказал: цель закона о «мешках ЧК» - «изучить архив и дать совет, в каком виде его публиковать». По его словам, проблемой является то, что высказывания главы комиссии Карлиса Кангериса дают обществу понять: он считает, что документы следует опубликовать.

«Надо публиковать [позицию Кангериса]. Уже есть позиция, без исследования.  Это стратегическая ошибка в коммуникации», - заявил Майзитис.  

Он подчеркнул, что «исследователи даже не знают, что там (в архивах) на самом деле находится». От них ждут методологию того, как публиковать сведения из архива КГБ, не задевая жизнь людей. Нужно также понять, каким агентом соответствующий человек в свое время являлся: активным, неактивным, и не был ли из-за собранной в свое время информации кто-то выслан. Важно и понять, пошел ли агент на сотрудничество с КГБ добровольно, или же его принудили и шантажировали, чтобы он на это согласился, пояснил Майзитис.  

Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, в конце декабря председатель комиссии Карлис Кангерис в интервью Latvijas Radio заявил: комиссия подготовит требуемое от нее заключение вовремя, к концу мая 2018 года. И специалисты посоветуют опубликовать картотеку агентов КГБ всю как есть. По прогнозу историка, не будет никаких проблем подготовить научное заключение в установленный срок. Но вот то, как будет развиваться «политическая игра, как будут действовать политики – еще неизвестно.

Дискуссия о содержимом архивов КГБ в Латвии, о том, публиковать ли сведения о сотрудничавших со спецслужбой жителях страны, доносивших на своих друзей и соседей, длится уже давно. Чем ближе окончание срока работы специальной комиссии экспертов, оценивающей, как с научной точки зрения правильнее подойти к этому противоречивому историческому наследию - тем жестче звучат заявления как сторонников предания этих сведений гласности, так и противников. Тем временем известный латышский поэт Янис Рокпелнис решил, подобно тому как это сделал в свое время политический деятель Георг Андреев, признаться в сотрудничестве с КГБ сам.

Как уже писал Rus.lsm.lv в публичном пространстве часто звучат призывы не разглашать имена тех, кто сотрудничал с советскими органами внутренней безопасности, и сомнения в том, что архивным данным можно доверять, потому что КГБ ими, возможно, манипулировал и подтасовывал сведения. 

Но звучат также допущения, что к содержимому архивов приложили руку и спецслужбы независимой Латвии. В частности, в передаче LTV De facto 12 ноября сообщалось, что из базы данных КГБ «Дельта», содержащей сообщения агентов и учетные карточки, стирается важная информация. Комиссия историков, расследующая деятельность КГБ в Латвии, обратилась к президенту Раймонду Вейонису с просьбой отменить закон о КГБ и предать огласке содержимое архивов.

Необходимость такой меры поддерживает и известный режиссер, автор фильма о судьбе латвийских ссыльных в Сибири «Хроника Мелании» Виестур Кайриш.

Комментируя призывы открыть архивы КГБ, бывший президент Вайра Вике-Фрейберга заявила, что опубликовывать «голые списки» было бы безответственно. Она отметила, что КГБ редактировал эти документы и делал это явно не из благих намерений. Возражает против «бездумной» полной публикации содержимого архивов и советница президента по законодательным и юридическим вопросам Кристине Яунземе.  

Одно из последних предложений в резонансной дискуссии - доверить хранение документов КГБ Госархиву, а не спецслужбам, у которых часть их хранится, а также передать контроль над работой комиссии историков Сейму.

Созданная по решению Сейма специальная межведомственная комиссия историков работает с 2014 года. Ее задача - перед публикацией архивных материалов провести их научное исследование. Публично доступными архивы КГД должны стать с конца мая 2018 года, но уже сейчас ясно, что картотека является неполной и карточки информаторов не могут служить доказательством факта сотрудничества с репрессивным учреждением советского времени. Ученые ранее жаловались на отсутствие финансирования и на подспудное, но ощутимое противодействие на политическом уровне. Комиссия еще в 2016 году заявляла, что не видит преград к рассекречиванию архивов КГБ ЛССР.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное