Во втором чтении за ратификацию конвенции проголосовал 51 депутат (из «Нового Единства», «Прогрессивных», Союза «зеленых» и крестьян, а также внефракционные Олег Буров и Игорь Раев), против были внефракционные Глория Гревцова и Андрейс Целяпитерс, остальные же представители оппозиции, включая депутатов «Объединенного списка», Национального объединения, «За стабильность», «Латвии на первом месте» регистрироваться для голосования не стала. Почти точно так же прошло и первое голосование по тому же законопроекту — без участия оппозиции, хотя несколькими часами ранее 42 ее представителя выступили против придания вопросу срочного статуса — т.е. такого, при котором для принятия достаточно двух этапов рассмотрения вместо обычных трех.
Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (таково полное название Стамбульской конвенции) принята и утверждена, сказано в первой статье вынесенного сегодня на рассмотрение закона. Во второй же уточняется, что при ее применении в Латвии будут использоваться ценности, принципы и нормы, заложенные в Сатверсме «особенно в отношении защиты прав человека, равноправия женщин и мужчин и защиты, а также поддержки брака, семьи, родителей и детей».
Согласно Конвенции, присоединившаяся к ней страна должна назначить структуру, ответственную «за координацию, выполнение, мониторинг и оценку политики и мер по предупреждению и борьбе со всеми формами насилия», подпадающими под сферу ее действия. Сегодняшний закон в качестве такой структуры назначает Министерство благосостояния.
Основная цель Конвенции (полный текст на русском языке — здесь), как следует из названия, — предотвращение насилия в отношении женщин и вообще домашнего насилия как такового, борьба с дискриминацией, поощрение полного равенства среди мужчин и женщин и др. В ее понимании «насилие в отношении женщин» является нарушением прав человека и формой дискриминации в отношении женщин и включает в себя все виды насилия, чинимого по гендерному признаку, ведущие к физическому, сексуальному, психологическому или экономическому ущербу или страданиям. «Домашнее насилие», согласно документу, это всякое насилие (в том числе экономическое), происходящее в кругу семьи или в быту или между бывшими или нынешними супругами или партнерами — при этом для него насильники и жертва не обязательно должны жить вместе.
В Латвии вопрос о ратификации Стамбульской конвенции возникал регулярно, а в последний раз интерес к нему со стороны политиков и общества вырос после того, как в Екабпилсе 53-летний Леон Русиньш убил бывшую спутницу жизни, которая многократно обращалась к правоохранительным органам с просьбой защитить ее.
Противники Стамбульской конвенции в Латвии утверждают, что документ этот не нужен, поскольку бороться с насилием можно и при нынешнем законодательстве — при условии, что правоохранительные органы и другие ответственные структуры работают эффективно. Кроме того, они, глядя на упоминания гендеров и сексуальной ориентации в тексте документа, опасаются, что его ратификация поставит под угрозу традиционные ценности и институт семьи. Сторонники же (в частности, представитель организации Centrs Marta Беата Йоните) настаивают, что Конвенция необходима, так как в этом случае борьба с семейным насилием перестанет зависеть от доброй воли политиков. При этом они подчеркивают, что конвенция направлена только на борьбу с насилием и не требует признания каких-то новых гендеров или однополых браков.
Как писал Rus.LSM.lv, в конце октября 2023-го правительство поддержало предложение Минблага, согласно которому Латвия будет выполнять конвенцию в пределах, которые не противоречат основному закону страны — Сатверсме. При том, что еще в 2021 году Конституционный суд признал, что Стамбульская конвенция ей соответствует.