Украинские беженки Лиза и Нина не могут получить помощь из-за гражданства Латвии

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Нина и Елизавета — украинские беженки, среди тысяч других прибывших в Латвию. Но есть одно «но» — обе имеют латвийское гражданство, что влечет за собой проблемы с получением помощи, в том числе и оформлением детей в школы и детские сады, сообщает Латвийское Радио.

20 лет назад обе женщины жили в Риге. Обе окончили Рижскую украинскую школу и отправились изучать испанский язык в Киевский университет. Девушки вышли замуж за местных парней и остались в Украине, теперь у каждой по трое детей в возрасте от 2 до 10 лет. После вторжения российских войск на их землю, муж Нины сопроводил ее и малышей до польской границы, а сам остался на родине. Лиза эвакуировались вместе с детьми, мужем и мамой.

«Мы, как граждане Латвии, не можем получить помощь, потому что она предназначена только для граждан Украины. Тех, кто прожил там [в Украине] долгое время — мы здесь беженцами не считаемся. Даже мой муж, потому что он мой муж, должен оформить все документы в несрочном порядке», — поясняет ситуацию Лиза. В настоящее время она гостит у своей подруги и ее семьи, недавно волонтеры предложили перебраться на квартиру, но что будет дальше — женщина воздерживается от прогнозов.

Обе экс-рижанки позвонили в Управление по делам гражданства и миграции (УДГМ) и получили разъяснение, что беженцы из Украины могут по прибытии в нашу страну претендовать на получение статуса беженца или долгосрочного вида на жительство с правом на трудоустройство. Лиза и Нина не могут претендовать ни на то, ни на другое — поскольку гражданки Латвии.

Журналисты тоже позвонили в администрацию, где получили аналогичное объяснение: «Граждане третьих стран могут ходатайствовать о предоставлении убежища в Латвии. Гражданин Латвии не может ходатайствовать о предоставлении убежища в Латвии. По вопросам, связанным с образованием или получением специальной помощи, люди должны обращаться в свой муниципалитет или в Министерство образования. У этих людей нет особого статуса».

Если с жильем у Нины и Лизы наладилось, то как быть с детьми, которым необходимы школы и детсад? В учебных заведениях им отказывают, потому что документы не оформлены, попасть сложно из-за больших очередей.

Руководитель Центра поддержки беженцев Райвис Кнокс прокомментировал: «Сложная ситуация. Я могу обсудить ситуацию с Управлением образования Рижской думы (РД), но, наверное, надо спросить у руководства УДГМ, правомерно ли предоставление таким лицам какого-либо статуса. А дальше Департамент образования РД со своей стороны оценивает свои действия в соответствии с регламентом».

В свою очередь руководитель отдела общеобразовательных школ Департамента образования, культуры и спорта РД Анита Петеркопа видит решение в Законе о диаспоре, который предусматривает для реэмигрантов поддержку, возможны и изменения в нем. «Мы обсудили это с Минобразования, чтобы эта семья заслужила — и я думаю, заслуживает — такую же поддержку, как и другие украинские граждане, покидающие зону боевых действий. Вопрос о внесении изменений в закон о поддержке гражданского населения в Украине на данный момент открыт. Министерство будет поощрять такую целевую группу, которая приехала из Украины и проживает там длительное время, но сохранила гражданство Латвийской Республики», — пояснила Петеркопа.

Пока же обе киевлянки понимают, что обращаться за полагающимся беженцам пособием сейчас бессмысленно. И выступили с инициативой: Лиза с мужем думают о создании доступного пункт первой помощи для приехавших сюда соотечественников.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное