Сплотит ли Латвию единый календарь праздничных дат

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

В этом году западные христиане — католики, лютеране и баптисты — и восточная христианская церковь, к которой принадлежит очень большое число латвийских православных, отмечали Пасху в разные дни. Может ли календарь стать одним из шагов к сплочению общества в то время, когда вопрос успешной интеграции русского населения стал частью политики нацбезопасности?

Обычно празднование Пасхи у восточной и западной церкви происходит в разные дни. Но речь идет не только о различных календарных традициях в разных церквях. В латвийском календаре праздников сознательно отражены только западные христианские и латышские духовные традиции.

В нем нет ни малейшего отклонения в пользу одной из трех крупнейших в Латвии христианских конфессий — православной церкви, которая одновременно составляет и основу традиционной русской культуры. Причина в основном связана с тяжелой историей латышского народа в XX веке, который тщательно охранял свое культурное пространство.

Профессор Рижского университета имени П. Страдиня, эксперт в области культуры и коммуникаций Денис Ханов считает, что это — «нежелание включить в публичное пространство другое и отличающееся».

Поскольку праздник — это тоже публичное пространство, «даже если оно принадлежит к европейскому культурному пространству, пусть и к восточному христианству».

Любые изменения существующего порядка могут нести риск дальнейших перемен. Например, свои требования могут выдвинуть и другие группы, меньшие по численности. Поэтому более безопасным кажется сохранять статус-кво. Правда, западное христианство не задел бы дополнительный выходной день, к тому же уважение, проявленное к другой культуре, соответствовало бы западному духу гуманизма, а также могло бы содействовать согласию в обществе.

Профессор факультета теологии Латвийского университета Валдис Тераудкалнс отмечает, что этот праздник — признак принадлежности к культуре: «Если мы думаем об интеграции, важно, чтобы мы сделали шаг навстречу. Чтобы Рождество или Пасха были выходными днями, раз уж мы живем в одной стране и говорим о согласии или элементарных признаках диалога, без чего не может существовать ни одно общество.

Потому что мы живем в пространстве, где пересекаются западная и восточная культуры. Хотим мы этого или нет».

По его мнению, сделать один из праздников православной церкви праздничным днем интересам Латвии не противоречило бы.

«Каким образом это может противоречить нашим интересам, если православные реально составляют здесь значительную часть населения, да и православные латыши в конце концов отмечают Пасху по тому же календарю, который соблюдают русские православные. Наоборот, если нас интересует создание единого общества, то имеется одна возможность. Сделать шаг навстречу», — говорит исследователь.

На политической повестке дня вопрос о праздничных днях появляется только тогда, когда его решение обещает быструю выгоду для той или иной политической силы. Но в обычной жизни этот вопрос становится актуальным каждое Рождество и почти на каждую Пасху.

Ученый, внештатный советник министра образования и науки Вячеслав Кащеев приводит пример из жизни — разговор в магазине:

«Продавщице говорят — поздравляю тебя с праздником, а продавщица говорит — это не мой праздник. Нужно уважать то, во что люди верят и что важно для них. Нужно найти общее. Это, конечно, задевает русскую общину. В том числе и то, что их пытаются интегрировать. Люди — не функции, их нельзя интегрировать.

Может, действительно есть способ сделать шаг навстречу тем, кто празднует Пасху по православным традициям и позволить им почувствовать себя принятыми», — говорит Кащеев.

По иронии судьбы, несмотря на различия, обе Пасхи продолжает объединять как минимум высокий спрос на яйца и луковую шелуху — и объединяет даже тех, кто в церковь не ходит.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное