Министр образования Ина Друвиете заявляет: изменения в секторе высшего образования происходят. Причем очень интенсивно и в правильном направлении. Высшие школы уже разработали предложения, как они будут улучшать качество образования и какие программы обучения готовы предложить. Эти предложения обобщены в резолюции, которая ляжет в основу изменений на законодательном уровне. Что в конечном счете поможет в борьбе за увеличение финансирования.
"Я уверена, что развитие высшего образования возможно только в том случае, если законодатели и высшие школы смотрят в одном направлении. Если общество уверено в правильности выбранного курса. Конечно, мы должны упорядочить закон и добиться увеличения финансирования, но самое главное это разработать верную стратегию – и решить, в каком направлении нужно двигаться", - заявила Друвиете.
Вице-президент Латвийской академии наук Юрис Экманис уверен: нужна антикризисная стратегия. И тянуть с этим нельзя, ведь статистика неумолима: число студентов в латвийских вузах с каждым годом сокращается. За 10 лет студентов стало меньше на 30 тысяч.
"Открытый мир, по которому мы можем свободно передвигаться – это очень хорошо. По пока тенденция такова, что от нас больше уходят, нежели к нам приходят. 10 лет назад у нас было порядка 130 000 студентов. Демография такова, что новых студентов брать негде", - отметил Юрис Экманис.
Глава Академии наук предлагает сделать акцент на качестве, а значит престиже латвийского высшего образования. А самим ВУЗам подумать на тем, как стать более привлекательными для потенциальных студентов. Еще одно предложение Экманиса – обновить преподавательский состав.
Ректор Латвийского университета Марцис Аузиньш считает, что кричать о спасении высшего образования преждевременно. Но необходимо идти в ногу со временем и не отставать от передовых ВУЗов, которые могут составить нашим конкуренцию.
"Высшее образование развивается нормально, но мы не должны терять темп. Нужно идти в ногу со временем и следить за тем, что происходит во всей Европе и во всём мире. У наших соседей, литовцев и эстонцев происходит очень активное и быстрое развитие высшего образования. Пример – Тартуский университет. На похожем пути Литва. А мы, мне кажется, делаем это медленнее", - отметил Марцис Аузиньш.
В свою очередь, директор института органического синтеза Ивар Калвиньш указывает на то, что наши вузы учат не тому, чему бы хотели бы учить, и что на самом деле нужно народному хозяйству страны.
" Необходимо восстановить утерянный багаж знаний по математике, физике, химии и биологии. Сегодня лишь 3-4% выпускников средних школ выбирают экзамены по этим предметам. Желание обучать студентов этим наукам в ВУЗах у производственной отрасли упало до катастрофического уровня. Сегодня мы остро чувствуем последствия принципов деньги следуют за учеником и деньги следуют за студентом. Государство могло бы финансировать получение базовых знаний по упомянутым предметам студентам первого курса. Глядишь, и число студентов бы выросло. Мировые тенденции таковы, что непосредственно на производстве занято все меньше людей. Зато есть необходимость в высококвалифицированных специалистах, которые разрабатывают продукты и обслуживают технику. И ВУЗам нужно это учитывать и создавать сильные научно-технические и инновационные центры. Только так они могут привлечь дополнительное бюджетное финансирование", - заявил Ивар Калвиньш Латвийскому радио.
При прежнем министре образования шла речь о том, что в приоритетном порядке государственное финансирование будут получать программы инженерно-технических и естественных наук. Однако ректор Латвийского университета уверен, что гуманитарии так же нужны стране, как и технари. И в Европе на счет того, кто нужнее и на чью подготовку нужно выделять больше денег, установок нет.
Споры вокруг реформы высшего образования продолжаются.