Идет охота на волков. Серые хищники нападают чаще. Как им противостоять?

Обратите внимание: материал опубликован 1 год и 1 месяц назад

В этом охотничьем сезоне — уже почти сотня нападений на домашних животных, пострадали почти пятьсот. Волки — особо охраняемый вид, отстрел ведется по квоте, но в этом году ее пришлось увеличить. По мнению специалистов, рост числа хищников может продолжиться — ведь кормовая база хорошая. Rus.LSM.lv пообщался с охотниками Южнокурземского края.

В последние годы стабильно наблюдается увеличение поголовья волков. Равно как и рост числа нападений серых хищников. В этом году — по данным на 23 октября — Государственная служба леса (VMD) зарегистрировала уже 88 нападений волков, во время которых пострадали 479 домашних животных (овцы, козы, коровы, собаки). По данным VMD, в этом сезоне (2023/2024 гг.) к 23 октября добыты уже 209 волков. В Латвии волк — особо охраняемый вид, охота ведется в рамках строго определенной квоты, в этом сезоне она составляет 300 особей, некоторые охотники полагают, что квоту можно чуть ли не удвоить. В прошлом сезоне сначала было разрешено добыть 280 особей, затем лимит повысили до трехсот, но он был исчерпан до окончания сезона. 

На днях, оказавшись в Вецпилсе среди охотников, Rus.LSM.lv поинтересовался ситуацией с волками на местах, точней, в Южнокурземском крае. Лесничество этого края VMD назвал среди тех, где в этом сезоне было добыто больше всего волков. Впрочем, край — очень большой, занимает едва ли не четверть Курземе, и ситуация с волками в разных его уголках отличается.

«На нашем охотничьем участке волки есть, но в последние годы на домашних животных они не нападали. Лет 6-7 назад были нападения на домашний скот. А сейчас меньше наших крестьян выращивают скот. На овец, насколько мне известно, нападения есть, это на территории охотничьего коллектива Айстере. Мы периодически ездим помогать другим охотничьим коллективам устраивать облавы на волков. Площадь обычно очень большая, для удачной загонной охоты с флажками нужно много охотников.

Это не развлечение, а серьезная и непростая работа. Волки в наших местах есть, они и охотятся здесь, и мы потом видим, чем и кем он перекусил.

Недавно говорил с Гинтом Кактиньшем, одним из руководителей нашего отделения охотников, так он рассказывал, что неделю-другую назад слышал в районе Циравы волчий вой и там было явно больше десятка особей. В разных местах края ситуация отличается. Зависит, примеру, от частоты загонной охоты. В октябре в наших местах было десятка полтора таких охот. Мы охотимся каждую субботу. И неважно, идешь ты промышлять волка или другую добычу. Волки стараются уйти в места, где охотников нет», — рассказал руководитель коллектива местных охотников Vecpils mednieku kopa Карлис Пратниекс.

Охотник, автор журнала Medības и постоянный консультант Rus.LSM.lv по охотничьей проблематике Катарина Штерна полагает, что рост поголовья волков и последствия в виде нападений на скот связаны с африканской чумой свиней.

«Это как кумулятивный эффект. Был период, когда популяция волков оставалась неизменной. После прихода чумы у них есть постоянный пищевой ресурс, даже охотиться не надо. Из-за мягких зим животным легче зимовать. Другой фактор — рост популяции парнокопытных — косуль, оленей. После отмены лимита на косулю добывать ее стали меньше примерно на 60%. Там возни больше, чем добычи.

А для волка — милое дело, она ведь убежать не может, хищник ее и в одиночку поймает.

Олени размножаются, благодаря теплым годам у олених рождаются не по два, а по три олененка.

То есть еды у волков — навалом!

На фоне такого достатка улучшаются здоровье волков и их плодовитость. Большинство добытых волков отправляется к исследователям. И выясняется, что в среднем одна волчица рожает больше волчат, а их выживаемость выше», — говорит Катарина Штерна.

Угодья ее охотничьего коллектива — в окрестностях Ницы. Там волки тоже есть. Судя по следам, на этом участке живет восемь особей. На соседнем охотничьем участке тоже волки есть, пару лет назад во время загонной охоты добыли двоих.

По словам Катарины, полного представления о поголовье волков нет. Да и по нападениям на домашних животных — далеко не вся статистика, люди не слишком заинтересованы сообщать обо всех случаях. А если сопоставить известное число нападений и жертв, то это уже массовая резня, а не просто добыча пропитания.

«Самка идет учить волчат. Или несколько волков приходят в загон к овцам. А у серых, как и у многих хищников, есть состояние охотничьего безумия, «режим берсерка», можно сказать. Овцы не убегают, а стоят как овцы, в буквальном смысле слова, только блеют, когда волки их режут. С ягнятами та же картина. То есть волки убивают просто ради удовольствия.

Говорят, что волки добывают столько, сколько нужно для пропитания. Глупости!

Это вовсе не так. Он порежет всех, одну съест», — рассказывает Катарина.

Учитывая, что популяция кабанов растет и у нас, и в Литве, можно ждать новых вспышек африканской чумы свиней. И увеличения кормовой базы для волков. Замкнутый круг.

«Популяция волков растет. И то, что сейчас добыто столько хищников, позволяет допустить, что через месяц лимит в триста особей будет исчерпан. А сезон заканчивается 31 марта 2024 года. И новый начнется только 15 июля. То, что волк — животное очень умное и хитрое, добывается такими темпами, показывает, что их очень много. Потому и так легко добыть. Что делать? Мы не можем игнорировать европейские правила. Охранный статус у волков есть почти по всей Европе. Можно было бы добывать больше. К примеру, сделать лимит в 400 особей. Но если этот лимит слишком велик для благополучия существующей популяции, мы просто столько не добудем, потому что волки — умные противники», — считает Катарина Штерна.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное