«Сейчас мы полностью зависим от российского газа. А Россия использует газ и другие энергетические источники – как политическое оружие. И нет ничего странного, что правительство хочет изменить ситуацию. Все предыдущие кабинеты министров Польши пытались достичь этой цели», — говорит Иоанна Кедзиерская, представитель польского Центра анализа европейской политики.
Спрос на российский газ в Европе не растет. Отчасти это общий спад в потреблении голубого золота в Старом Свете. Отчасти репутация «Газпрома» — говорят польские экономисты и эксперты по энергетике. А еще в 2011-м назад глава «Газпрома» Алексей Миллер обещал: к 2020 году европейцы увеличат спрос на российский газ на 200 млрд кубических метров в год.
«События последних нескольких лет, особенно российская агрессия в Украине, сильно изменили всю энергетическую картину. И важным будет 2022 год — тогда истекает срок действия контракта между «Газпромом» и польской газовой монополией Pgnig. Мы сейчас видим, как компании Канады и Северной Америки ведут переговоры с нашими компаниями — хотят поставлять газ. У нас хорошие отношения с Катаром», — поделился польский специалист-энергетик Марцин Рожковский.
Немного улучшило ситуацию с энергетической безопасностью страны открытие терминала по приему сжиженного газа в польском городе Свиноустье. В прошлом декабре. Тем не менее, польская компания Pgnig закупает до 10 миллиардов кубических метров российского газа ежегодно.
Иск против «Газпрома» и «Газпром Экспорта» на этой неделе польская газовая компания подала в арбитраж Стокгольма. Варшава хочет изменить условия контракта на закупку голубого золота. Контракт — долгосрочный, от 1996 года. Дело — конфиденциальное. Поэтому требования компании не раскрываются.
Тем временем Брюссель захотел получить доступ к контрактам, которые «Газпром» заключил с европейскими компаниями. Это якобы необходимо для того, чтобы не допустить несправедливых цен, нарушающих правила торговли ЕС. Еврочиновники в том числе изучат и проект газопровода из России в Германию «Северный поток 2». И его Польша считает угрозой для себя.