Чтобы принять участие в программе субсидированных рабочих мест, претенденты из туристической отрасли должны отвечать двум основным критериям: существенное падение доходов во время вызванного коронавирусом кризиса и отсутствие налоговых задолженностей свыше 1 000 евро (не учитываются те суммы, по которым компания договорилась со Службой госдоходов о продлении платежей).
«По нашей статистике, при нынешних критериях денег хватит всем. Правда, если сейчас все резко выплатят налоговые задолженности и встанут в очередь за деньгами, тогда да, может не хватить. Поэтому мы первые две недели будем смотреть, сколько заявлений поступает, на какие суммы, сколько денег еще осталось, и будем передавать Министерству экономики эту информацию, чтобы они могли видеть, хватает ли всем нуждающимся.
Правда, может быть и так, что заявок будет слишком мало или на слишком маленькие суммы. Например, по нашим данным, на поддержку могут претендовать 7,2 тыс. компаний, а вчера в вебинаре [о программе субсидированных рабочих мест] участие приняли 300. Так что надо смотреть, не останется ли лишних денег. Если останется, надо будет думать, как использовать, чтобы помочь предпринимателям», — рассказывает глава LIAA (его ведомство администрирует программу антикризисных субсидий).
Он отметил, что — в отличие от аналогичной программы для крупных экспортеров (один из критериев для участия в ней — объем экспорта товаров или услуг не менее 1 млн евро) — в «туристической» могут участвовать и большие, и маленькие компании. Конечно, крупные в абсолютных показателях получат, вероятно, больше, так как размер субсидий привязан к объему выплаченных в 2019-м взносов обязательного социального страхования. Но, подчеркивает Рожкалнс, речь идет о грантах: это безвозмездная помощь.
«Вместо субсидий лучше смягчить ограничения»
«Если смотреть на это чисто по-человечески, то в трудные времена, конечно, ценна любая поддержка. Но в предпринимательстве ценна та поддержка, которая может реально улучшить жизнеспособность предприятия», — оценивает запущенную сегодня программу помощи исполнительный директор Līvu akvaparks Велта Ласмане.
По ее словам, лучшей помощью конкретно ее предприятию стало бы смягчение ограничений на число людей, которых можно за раз принять в помещении.
«У нас на сегодняшний день ограничение в 500 человек — и такое же ограничение запланировано на август. В Эстонии ограничения для помещений — 1500 человек, в Литве таких ограничений не существует. При том, что ситуация эпидемиологическая примерно одинаковая. Поэтому для нас главное, чтобы нам дали работать так, чтобы эти ограничения не мешали бизнесу», — сказала она.
Представитель компании также отметила, что регулирующие «туристическую» программу помощи правила позволяют манипулировать очередью (а деньги будут выдавать в порядке живой очереди) — если запрашивать некую дополнительную информацию.
«Надеюсь, что где-то будет четко определено, какая конкретно и в каком объеме информация должна быть подана, чтобы людей не гоняли туда-сюда, чтобы сразу можно было предъявить все необходимые и правильно оформленные документы», — высказала пожелание Ласмане.
На что Каспар Рожкалнс заметил: да, в Литве не ограничивают число людей в помещении, но там дело идет к тому, что в общественном месте надо будет носить маску. «Не знаю, возможно ли вообще посещать аквапарк в маске», — сказал гость передачи.
Он заверил, что ответственные за экономику ведомства каждый день ведут с эпидемиологами переговоры насчет возможного смягчения ограничений и по поводу возможных рисков.
«Нам все время надо искать баланс, где на одной чаше весов здоровье общества, на другой — здоровье бизнеса. И мы этот баланс ищем каждый день», — сказал глава госагентства.
Налицо неравенство
Другой участник передачи, руководитель Латгальского центра предпринимательства Андрис Куцинс похвалил программу поддержки туризма, но посетовал, что многие латгальские компании не могут рассчитывать на поддержку в рамках упомянутой помощи экспортерам: у одних не хватает самого объема экспорта, у других слишком низкая средняя зарплата на предприятии (для участия в программе нужно не менее 800 евро).
В ответ на это Рожкалнс заметил, что если проблема в объеме экспорта, то есть другая программа — гранты для освоения новых экспортных рынков или для расширения присутствия на уже существующих. Что же касается проблемы зарплат, то, по его словам, экспортерам, которые продают за границу продукцию более чем на миллион евро, но не могут заплатить своим работникам в среднем 800 евро, надо задуматься об инновациях.
«Модернизация производства — актуальный вопрос для всех предприятий обрабатывающей промышленности. […] Проблема в том, что существующая ситуация ограничивает возможности предприятий делать инвестиции за счет займов. Налицо неравенство. Вот в Риге или рядом с Ригой предприятие может заложить помещения за одну сумму. У нас же точно такой же ангар можем заложить в пять раз дешевле, даже ниже себестоимости», — описал одну из многочисленных проблем латгальского бизнеса Куцинс.
В среду Латвийское агентство инвестиций и развития (ЛАИР, LIAA) начинает прием заявок от предприятий, которые желают принять участие в программе субсидированных рабочих мест. Однако некоторые предприниматели опасаются, что выделенных правительством 19,2 млн евро на всех не хватит.
Как уже писал Rus.lsm.lv, с открытием границ для путешественников ситуация в латвийском турбизнесе улучшилась не намного. У большинства компаний остались невыполненные обязательства, и введение ваучеров на поездки они называют лишь небольшой передышкой.
Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, латвийская туристическая отрасль первой приняла на себя удар кризиса, спровоцированного пандемией коронавирусной инфекции, и понесла тяжелые финансовые потери. По данным Минэкономики, кризис в Латвии затронул порядка тысячи турфирм, и актуальные данные свидетельствуют, что большинство работников в отрасли уже уволено.
Во всех секторах туристического бизнеса Латвии в марте и апреле наблюдался резкий спад оборота — практически на 100%, отрасль потеряла порядка 110 млн евро, в том числе турагенты и туроператоры понесли убытки на 33 миллиона, подсчитали в Министерстве экономики. Для выхода из кризиса этой отрасли потребуются специфические меры поддержки.
Как постановил Сейм 5 июня, вместо сорвавшихся поездок туристы смогут получить либо другую поездку, либо полный возврат ранее уплаченных денег.