Весь выпуск смотрите здесь
«Ситуация сложилась не сейчас, она уже давно такая — с начала года. Мы в конце февраля, в марте начали говорить о том, что цены на всё растут, включая медикаменты, а тариф, по которому нам платит государство за лечение больных, не увеличивался последние 10 лет», — сказал Евгений Калейс Латвийскому радио 4, уточнив, что изменения были в части заработной платы, но это и все.
По его словам, Министерство здравоохранения о проблеме прекрасно осведомлено, ведь сотрудники ведомства сидели за одним столом с представителями отрасли и вместе подсчитывали расходы больниц.
«Финальный результат [подсчетов] был таков, что государство нам за лечение одного больного платит немножко больше 1 000 евро, а больницам этот самый пациент обходится примерно в 1 900.
Ситуация драматична потому, что мы эти все [дополнительные] расходы покрывали за счет других ресурсов. Но они уже кончаются. И потому вопрос о банкротстве больниц — на повестке дня», — заявил гость передачи.
(Передача «Сегодня вечером» на Rus.LSM.lv сообщила: глава Даугавпилсской региональной больницы Григорий Семёнов на заседании думы рассказал, что до банкротства его учреждения осталось два месяца и что у стационара более 4 млн. евро долгов перед поставщиками. Всего же больницам до конца года, по оценке отраслевой организации, не хватает около 76 млн евро).
Во вторник, 5 сентября, представители больниц встретятся с Национальной службой здравоохранения, чтобы обсудить, возможно ли вообще продолжить лечение пациентов до конца года.
«Государство и, в частности премьер-министр Кариньш, обещали, что выросшие расходы на электричество, на медикаменты (которые подорожали довольно сильно), и другие расходы будут компенсироваться. К сожалению, они всё забыли.
Эти расходы не компенсируются. Поэтому больницам сейчас довольно трудно обеспечить лечение больных», — посетовал Е. Калейс.
Плюс к этому, добавил собеседник Латвийского радио 4, с 1 января 2023-го выросла минимальная зарплата (с 500 до 620 евро — Rus.LSM.lv), и государство возникшие из-за этого дополнительные расходы в первом квартале вообще не компенсировало. Траты увеличились еще и потому, что пациентов стало больше, в том числе с запущенными во время ковид-пандемии болезнями. Пока было можно, больницы закрывали возросшие издержки из доступных источников, но теперь они исчерпаны. По этой причине на некоторые услуги — например, на компьютерную томографию — в некоторых больницах на этот год уже не записывают.
«Поэтому нам надо думать, как мы будем лечить больных и будем ли лечить вообще»,
— сказал руководитель ассоциации.
На вопрос, где дела обстоят хуже всего, он предположил, что в Даугавпилсе: «Там уже давно говорили о том, что ресурсы кончаются очень-очень быстро и им надо думать, как сохранить вообще больницу как таковую. Но ситуация сложная вообще-то во всех больницах».
На реплику ведущей «Подробностей» о том, что кандидат в премьер-министры Эвика Силиня назвала здравоохранение в числе своих приоритетов, Евгений Калейс заметил, что подобные высказывания он слышит уже лет пять.
«Но мы это не чувствуем», — заверил он.
Недавно Rus.LSM.lv рассказывал о ситуации Второй Рижской больницы: отведенные на коммунальные расходы средства потрачены уже на 80 %, а к концу года убытки заведения могут достичь полумиллиона евро.
Ранее Министерство здравоохранения заявило о намерении реформировать больничную сеть — в том числе ограничить кое-где в регионах услуги хирургии, травматологии и родовспоможения. Глава Общества больниц Евгений Калейс считает, что базовые услуги должны быть ближе к пациенту, чтобы его не надо было далеко везти. Впрочем, в конце концов министерство решило пока не продвигать предложение о закрытии родильных отделений в больницах Балви и Добеле.