На знамени будет написано Tava tauta nezudīs, kad tu iesi mirt par tautu, а на обороте — буквы S. K. G. (Сердце. Курземниекс. Честь.).
«Пятого августа 1919 года главный инструктор Латвийской армии английский полковник Грове отдал приказ о создании 1-го Лиепайского дополнительного батальона, в состав которого входили только две роты. В сентябре батальон был переименован в Латгальский дополнительный; в октябре после мобилизации в батальоне насчитывалось уже десять рот, и он сражался недалеко от Лиепаи с войсками Бермонта. В боях за независимость страны погибли 35 солдат и три офицера Латгальского дополнительного батальона. За проявленный в сражениях героизм 19 воинов были награждены орденом Лачплесиса.
Днем основания полка считается 5 августа и именно в этот день проходили ежегодные праздники (хотя Латгальский дополнительный батальон был реорганизован в 10-й Айзпутский пехотный полк 16 ноября 1919 года). С февраля по июль 1920 года Айзпутский полк охранял границу в районе Паланги (которая тогда была латвийской) затем его передислоцировали на Латгальский фронт, а в 1921 году полк прибыл в Даугавпилсскую крепость», — рассказала руководитель исторического отдела Даугавпилсского краеведческого и художественного музея Валентина Славковская.
В 1922 году в состав 10-го Айзпутского пехотного полка был включен батальон, сформированный на базе Троицкого и получивший название 1-й Латвийский стрелковый батальон.
Кроме уже названного знамени с девизом, жители Айзпуте весной 1935 года подарили полку серебряные фанфары с флажками (такой же подарок в октябре 1924 года получил Земгальский артиллерийский полк, тоже с весны 1921-го находившийся в Даугавпилсской крепости).
«В 1924 году военнослужащие Айзпутского полка выступили с инициативой — установить памятник погибшим боевым товарищам. Было собрано 1600 латов, проект памятника разработал инженер Вильгельм Риемер. Первый камень заложили 29 октября 1924 года, в основание памятника замуровали капсулу с именами 48 погибших военнослужащих. Торжественное открытие с артиллерийским салютом и парадом в конце состоялось 14 ноября 1924 года. На открытие памятника в Даугавпилсскую крепость приехал товарищ военного министра генерал Карлис Эзериньш. Он приветствовал солдат крепостного гарнизона и возложил венок к памятнику. Венки возложили командир Земгальской дивизии генерал Оскар Данкерс и командиры 11-го Добельского, 12-го Баусского, Земгальского артиллерийского и 1-го кавалерийского полков, дислоцированных в Даугавпилсе», — дополнила В. Славковская.
В разные годы Айзпутским полком командовали шесть офицеров. Дольше всех — с ноября 1919-го по июль 1932-го — полковник Теодор Калниньш (1882-1967). Выпускник Псковской учительской семинарии, в годы Первой мировой войны закончил школу прапорщиков, дослужился до звания штабс-капитана и в конце 1917-го ушел в запас — снова начал учительствовать. В 1919 году вернулся в вооруженные силы, уже латвийские, к 1925-му стал полковником. После службы в Айзпутском полку преподавал в Высшей военной школе, в 1936-м уволился из армии.
Во время немецкой оккупации заведовал отделом образования Елгавской городской управы. От должности командира дивизии латышского легиона отказался под предлогом плохого здоровья Конец Второй мировой войны встретил с семьей в Германии, вернулся во вновь советскую Латвию, где был арестован и отправлен в лагерь. В 1956-м вернулся в Елгаву, работал санитаром в больнице. Умер в марте 1967-го.
Айзпутскому полку повезло: основание памятника, открывшегося в 1924 году, сохранилось в Комендантском саду Даугавпилсской крепости. Колонны и мраморные плиты были утрачены, часть памятника использовалась для сооружения бюстов — вначале Сталина, потом Ленина, но несмотря на такое историческое глумление монумент дожил до наших дней. И еще одно везение, пожалуй, главное — в 2015 году неравнодушные люди создали общественную организацию Daugavpils mantojums («Наследие Даугавпилса»), которая решила памятник восстановить.
«Я знаю, что памятник хотела реставрировать Даугавпилсская городская дума, но земля, на которой он находился, принадлежала государству, и именно общественной организации было проще начать процесс восстановления. Позже городское самоуправление переняло у государства некоторые крепостные территории, в том числе и ту, где находится памятник. Нам многие помогли. Средства выделяли и дума, и Государственный фонд культурного капитала, и министерства культуры и обороны. Были и частные пожертвования,
буквально по несколько евро люди перечисляли на счет, и это очень ценно и трогательно.
Я считаю, что восстановление такого памятника — честь для нас. В городе появилось место, куда можно возложить цветы в День Лачплесиса, не только на кладбищах это делать. Яунсарги здесь присягу принимают, это тоже, по-моему, очень хорошо», — поделился с Rus.Lsm.lv председатель Daugavpils mantojums, управляющий Даугавпилсской крепостью Янис Островскис.
Во время реставрационных работ нашли историческую капсулу — ту самую, 1924 года. «Она оказалась стеклянной и, конечно же, разбитой. Скорее всего, капсулу повредил образовавшийся из воды лед. Если и были там какие-то бумажные документы, списки, то, увы, ничего не сохранилось. Мы свою новую капсулу заложили — из прочного материала. Туда поместили историческую справку о памятнике, два евро с изображением Милды, местную газету и лист с подписями историков, сотрудников Центра культуры и информации Крепости, городского музея, которые участвовали в церемонии закладки капсулы», — пояснил Островскис.
Отреставрированный памятник торжественно открылся 14 ноября 2017 года. Были зачитаны приветственные речи тогдашних президента Латвии Раймонда Вейониса и премьер-министра Мариса Кучинскиса. Церемония открытия завершилась минутой молчания, троекратным залпом в честь героев, возложением цветов и парадом Земессардзе под звуки оркестра Национальных вооруженных сил Латвии. Почти как в 1924-м…
- Rus.Lsm.lv и автор благодарят за помощь и информационную поддержку исторический отдел Даугавпилсского краеведческого и художественного музея и лично Валентину Славковскую, а также Центр культуры и информации Даугавпилсской крепости.