Прогулка по Лиепае 1919 года: хлеб — из США, власть — германская, правительство — латвийское, но на рейде

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Пароход «Саратов», на котором Временное правительство Латвии во главе с Карлисом Улманисом провело в аванпорте Лиепаи 2,5 месяца, 27 июня 1919 года вернулся в Лиепайский порт. Завершился период, известный как «Республика на воде». Rus.Lsm.lv вместе с историком Юрисом Ракисом отправился на прогулку по Лиепае — посмотреть, где происходили события тех решающих для нашей страны дней.

Все фотографии, авторство которых
не указано отдельно — Либа Меллер.

В первых числах января 1919 года Временное правительство Латвии под руководством Карлиса Улманиса перебралось в Либау-Либаву, то есть — в Лиепаю. На полгода город стал фактической столицей Латвии.

— Карлис Улманис тогда жил в этом доме на улице Тома, — Юрис Ракис показывает дом с памятной табличкой (фото 1). – А Андриев Ниедра, ставший главой марионеточного прогерманского правительства после апрельского путча, жил по соседству, на улице К. Валдемара, это меньше 500 метров отсюда (фото 2). В первые дни после апрельского переворота Улманис и другие министры Временного правительства укрывались в консульстве Великобритании (фото 3). Потом они перебрались на борт парохода «Саратов». Так что — едем в порт.

— Улица Целтниеку (фото 4) тогда называлась Микеля, — продолжает  Юрис Ракис. — Порт разрастался, а рабочие жили в основном в Новой Лиепае. И, чтобы им не добираться через мост и, главное, не платить за трамвай, в конце улицы Микеля через канал была устроена переправа. Лодочник перевозил людей за малую денежку. На стороне Новой Лиепаи причал был примерно там, где сейчас судно стоит, оно улочку заслоняет (фото 5).

— Так вот. Через несколько дней после апрельского путча подходит к лодочнику латвийский офицер — мол, завтра пораньше утром будь с лодкой наготове, только немного подальше отсюда, чтоб подозрений у германцев не вызвать. На следующее утро лодочник поджидал их примерно здесь, — Юрис становится возле узкого прохода между старинными пакгаузами (фото 6). Пришли двое — тот самый офицер, но уже в гражданском, а с ним еще один человек: воротник пальто поднят, кепка пониже на глаза надвинута, в руках — маленький саквояж.

Это был Карлис Улманис (фото 7, из коллекции Юриса Ракиса). Оба сели в лодку и перевозчику была дана команда грести к аванпорту.

— К началу Первой мировой в Либаве было почти 90 тысяч жителей, а весной 1919-го — тысяч 47-48, вряд ли больше: кто мог — давно бежал, — прикидывает Юрис Ракис (виды Лиепаи начала XX века на фото 8, из фондов Лиепайского музея и фото 9, из коллекции Владимира Мицкевича). — В городе — тысячи бывших российских военнопленных, которых доставляют из Германии судами и вагонами. Их надо вылечить и отправить домой, в Россию. Гражданских беженцев практически нет — тут голод. И в Германии голод, и всё, что тут есть, немцы реквизируют и отправляют домой. Представь — лиепайчане едут к родственникам в Ницу или в Гробиню, меняют вещи на еду, родные что-то подкидывают, чуть хлебушка или кусочек сала... Но на подъездах к городу стоят германские блок-посты. Отнимают всё. Рыбаки идут в море, что-то ловят латанными-перелатанными сетями. И снова — лапа оккупантов: «Отдать!» (На фото 10 из фондов Лиепайского музея — солдаты германской армии в порту Лиепаи.) Печь из пшеничной муки, если она у кого чудом завелась — запрещено, Verboten. Варить пиво – тоже Verboten. Чтобы продукты «зря» не переводить…

Жили страшно. И в унижении: при встрече с германскими солдатами местным жителям полагалось сходить с тротуара...  («Так вот когда они решение «еврейского вопроса» стали обкатывать...», — вставил Rus.Lsm.lv. Юрис Ракис согласился: «Именно так!»).

— Оккупанты реквизировали латунные тазы-чайники-кастрюли, предметы и украшения из бронзы. Выпустили оккупационные марки, так называемые ост-марки, на которых на латышском, немецком и литовском языках было напечатано, что это законное платежное средство и подделка карается законом. Расплачиваться можно было только этими деньгами, которым никто не верил — это же «фантики», они ничем не обеспечены! Зато ценились царские деньги. Но в лавке, если ты пришел с монетами, у тебя их попросту отбирали — не положено, Verboten! А вот германцам сдачу как раз монетами и царскими деньгами давали.

В постоянной экспозиции Лиепайского музея о лиепайском периоде Временного правительства, первый зал как раз обычной жизни горожан и посвящен. Там в одной из витрин лежат и деньги, которые имели тогда хождение (фото 11). Свои деньги в Лиепае тоже выпускались, здание типографии было на углу ул. Пумпура, оно не сохранилось (фото 12).

Тут Rus.Lsm.lv резюмировал услышанное: война и немцы, практически. В городе — германские войска, законное латвийское правительство — на рейде на «Саратове» (фото 13, из коллекции Владимира Мицкевича).

И, кабы не сопровождение английских эсминцев (фото 14 и 15, из коллекции Владимира Мицкевича), поди знай...

— Но при этом лиепайчане очень довольны Временным правительством, тем самым, что на якоре стоит! Ведь оно оттуда кормит город! Первый американский груз зерна пришел накануне апрельского путча, Лоцманской службой в порту командуют германцы — которые не хотят пускать американцев в порт. А начальник Лиепайского порта Янис Смилтниекс заявил — раскомандовались, мол! Хватит — у нас теперь независимая Латвия! И на буксире подошел к американскому судну и завел в порт. Раздачей хлеба занялась городская управа, во главе которой стоял Ансис Бушевиц. Управа поддерживает Временное правительство и по его поручению кормит горожан — ведь теперь американские корабли приходят регулярно.

БЛАГОДАРНОСТЬ

Портал Lsm.lv выражает благодарность всем тем, без кого подготовка этого материала была бы попросту невозможна, и в особенности

  • Историку Юрису Ракису (Лиепая) — за уникальную экскурсию по Лиепае столетней давности и предоставленные фотографии.
  • Коллекционеру Владимиру Мицкевичу (Лиепая) — за предоставленные фотографии.
  • Сотрудникам Лиепайского музея за всестороннюю помощь и предоставленные фотографии.

Зерно и муку американцы хранили в складах на нынешней Калпака (фото 16, а также фото 17 из коллекции Юриса Ракиса и фото 18 из коллекции Владимира Мицкевича). По железной дороге американское зерно шло и в Ригу, которая тоже страшно голодала. Так что доверие лиепайчан к правительству Улманиса растет: фактически-то город только оно и кормит. А что оно где-то там в море — уже не так важно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Во второй части речь пойдет о местах в Лиепае, связанных с германскими оккупационными силами и о памятнике во славу германского оружия, снесенном горожанами под присмотром русских солдат князя Ливена.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще