Из истории Лиепаи: Кто управлял Либау и охранял город

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

В XVII веке большинство горожан было выходцами из северных германских земель, поэтому система городского управления, торговли и ремесленничества строились по немецкому образцу. А это значит, что во главе Либау стояли три бюргерские корпорации — магистрат, Большая и Малая гильдии.

...Гробиньский замок. 18 марта 1625 года. Герцог Курляндии Фридрих Кеттлер дарует Либау права города. Спустя два дня там же он утверждает акт о границах города.

В те годы стал создаваться первый искусственный порт, на постоянное жительство в Либау стали перебираться люди из разных стран — Восточной Пруссии, Скандинавии, других мест. Но в основном из Северной Германии и Голландии. Большинство торговцев и ремесленников были родом из германских земель, неудивительно, что за образец городского управления и других институций они взяли немецкие порядки. Так создавались магистрат, Большая (торговая) и Малая (ремесленная) гильдии. (О малой Rus.lsm.lv уже рассказывал).

Людвиг Розенкранц (в 1931-1935 гг. он был последним альдерманом — старшиной Большой гильдии) в «Истории Большой гильдии города Лиепаи» пишет, что в хронике важнейших событиях Либау та впервые упоминается во время первой эпидемии чумы, то есть в 1646-1647 гг.. Но он же отмечает, что гильдейские объединения были созданы намного раньше, ведь в Акте о правах города 1625 года перечислены права и обязанности всех городских организаций, зафиксированы правила приема в эти товарищества, их отношения друг с другом и городом.  В 1662 году вступили в силу первые правила Торговой гильдии, так что этот год можно считать годом основания и Большой, полагал Розенкранц. Официального основания, во всяком случае. Некоторые источники именно так и делают.

Магистрат с бургомистром во главе обладал высшей властью в городе, представителей в него могли выбирать и Большая, и Малая гильдии. Но занимать какую-либо серьезную должность в магистрате могли только члены Большой.

Во главе Большой гильдии была Stadtältestenbank, «скамья старшин» из 11 человек: альдерман, его заместитель, казначей и восемь старшин. Последние избирались пожизненно, впрочем, они могли покидать пост добровольно. Альдермана выдвигали из числа старшин на три года, но никому не возбранялось пребывать в должности несколько раз. Когда в середине XIX века этот пост занял Карл Готлиб Сигизмунд Улих, должность стала пожизненной. (Позже Улих стал первым избранным главой Либавы.)

Должности в Большой гильдии не оплачивались. И до того времени, пока Курляндия не стала частью Российской империи, результаты выборов в гильдии должны были утверждаться в магистрате.

В Большую гильдию входили не только торговцы, но также и самые богатые и привилегированные ремесленники — мастера золотых и серебряных дел, часовщики, переплетчики, лоцманы, брадобреи (они же фельдшеры и зубодеры), живописцы, садовники и «перук-махеры», то бишь мастера по изготовлению париков. Но ключевые должности, как правило, занимали именно торговцы.

Один из источников упоминает, что принятие в Большую или Малую гильдию было обязательным условием для получения гражданства Либау. Закон о свободной торговле в городе применялся только к гражданам, торговать напрямую с разными чужаками не дозволялось. Латышское население — то есть подавляющее большинство жителей Курляндии — было несвободным, значит, получить гражданство Либау или другого города латыши не могли. Евреи были «инородцами», точней, другого вероисповедания, с ними тоже дел не имели, и до конца XVIII века торговцев-иудеев в Либау не было. В итоге — в соответствии с городскими привилегиями, свободно торговать в Либау могли лишь торговцы немецкого происхождения, что в значительной степени защищало их от иностранной конкуренции вплоть до присоединения Курляндии к Российской империи в 1795 году.

В 1877 году был опубликован новый Устав Либавы, в нем отменялась обязательная принадлежность к Большой гильдии для получения прав на торговлю. Впрочем, Торговая гильдия сохранилась, это было в интересах ее членов, хотя там и перестали строго придерживаться старых порядков. И вступить в нее мог любой человек с незапятнанной репутацией — кроме ремесленников из Малой гильдии.

Число купцов, входящих в Большую гильдию, менялось. В 1684-1799 гг. их было меньше ста человек, позже — полторы-две сотни. Резкий скачок произошел во второй половине XVIII века, но гильдейцев было немного относительно общего числа жителей. В 1797-м немецкое население Либавы составляло 4500 человек, 80% от общей численности. К Большой гильдии относились — вместе с членами семей — 870 человек. Но лишь около 190 торговцев из Большой гильдии влияли на жизнь города на уровне муниципального самоуправления.

Дзидра Озолиня в монографии «Городское самоуправление в Лиепае (1877-1913)» отмечает, что и в 70-х годах XIX века гильдии, в первую очередь — Большая — были полноправными партнерами магистрата в управлении городом и вместе с Stadtältestenbank входили в органы городского управления. Малая гильдия в магистрате была представлена 11-ю гильдейскими старейшинами. До второй половины XIX века именно гильдии определяли политическую и хозяйственную жизнь Либау-Либавы.

Большая гильдия официально существовала вплоть до середины 1930-х годов, после чего ее недвижимое имущество было передано в собственность городского самоуправления и Латвийской торгово-промышленной палаты, а архив — Лиепайскому музею. За несколько веков существования Большой гильдии в ней было немало замечательных людей, оставивших заметный след в истории города и много сделавших на благо его жителей. (О некоторых из них Rus.lsm.lv со временем расскажет отдельно.)

Жители Либау еще до получения местечком прав города заботились о порядке и безопасности на своих немногочисленных тогда улочках. Первая из гвардий — «граждан под красным флагом» — упоминается в хрониках уже в 1561 году, в нее входили домовладельцы. Городская стража — Wachen — была создана в 1661 году. От несения службы, как сказано в издании 1925 года, выпущенном к 300-летию с момента получения Лиепаей прав города, были освобождены альдерман, советник, пастор, кассир похоронного общества, учителя, оба аптекаря «Зеленой аптеки» и все члены Большой гильдии. 

В хрониках есть запись, что в 1685 году Burgerschaft unter der grünen Fahne, почтенных «горожан под зеленым флагом» на некоем торжественном мероприятии угощали двумя бочками пива за счет городской казны, коей сие пиршество встало в 17 гульденов и шесть грошей. В 1741-м хроники упоминают Синюю конную гвардию, в которую входили холостые представители Большой гильдии. В 1758-м из граждан Либавы и сельчан были сформированы три роты, каждая с капрал во главе. Все проходили обучение, патрулировали город и выполняли функции стражи у городского шлагбаума (сейчас это Сенной рынок в двух шагах от Петертиргуса). В 1761-м была создана Зеленая конная гвардия из женатых членов Большой гильдии. В 1771-м каждая гвардия взяла под опеку свои «зоны ответственности» на территории города, за охрану которых они отвечали.

Имант Ланцманис в книге «Лиепая от барокко до классицизма» замечает, что эпоха требовала репрезентативности, и горожане с энтузиазмом вступали в разные гвардии. Это позволяло бюргерам хотя бы внешне приблизиться к той военной яркости, которая раньше была доступна лишь знати. А тут — такое раздолье — роскошные мундиры, кавалерийские парады, громкие воинские звания... Да, в гвардиях Либавы были ротмистры, лейтенанты, корнеты, адъютанты...

В каждой из гвардий были и свои оркестры, которые регулярно радовали горожан концертами.

В 1860-м, когда Либаву посещал наследник престола Великий князь Николай Александрович, а два года спустя его отец император Александр II с супругой, чадами и домочадцами, гвардии торжественно встречали высоких гостей на границе города, обеспечивали почетную охрану во время их пребывания в Либаве, затем с пышностью провожали. В 1880-х гвардии были расформированы по приказу российского правительства. Время их ушло... Но в постоянной экспозиции Лиепайского музея можно увидеть знамена Зеленой и Синей гвардий.

  • Rus.Lsm.lv благодарит директора Лиепайского музея Даце Карклу и историка Лиепайского музея Антру Бракше, специалиста музея по связям с общественностью Илзе Скангале за неоценимую помощь в подготовке материала. И, разумеется, Лиепайский музей за уникальные фотографии из фондов.
Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное