Из истории Лиепаи: как город стал курортом

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Традиции морских купаний в Либаве уже больше двух веков. Сначала небольшой городок на берегу прохладного Балтийского моря стал одним из мест отдыха российской знати, позже — популярным бальнеологическим курортом.

Началом Либавского курорта можно считать 1812 год, когда городские власти приняли решение создать на морском берегу места для купания и в том же году построили две купальни, мужскую и женскую. В путеводителе по Лиепае, изданном в 1935 году (о нем — в следующий раз), говорится, что еще в XVIII веке город становится известен отдыхающим благодаря серным ваннам, а в 1830 году Либаву посетили 300 курортников-иностранцев.  В 1834-м на побережье начало работать частное купальное заведение Мерби с холодными и горячими морскими ваннами.

Карл Готлиб Сигизмунд Улих — старшина Большой гильдии Либавы и первый избранный глава города — взялся за дело всерьез, предложив городской управе проект развития лечебных заведений с целебными грязевыми ваннами и создание Приморского парка с частичным сохранением валов, которые защищали город от наносов песка.

В 1860-м в Либаве побывал наследник престола Великий князь Николай Александрович, два года спустя — его отец император Александр II с супругой, чадами и домочадцами. Гости останавливались в доме клуба зажиточных граждан Muse на улице Унгера (Авоту). Улицу, которая вела от Muse до валов, назвали Николаевской, а улицу вдоль самого защитного вала — Улиховской. С этого вала можно было увидеть «Николаевское купальное заведение с горячими и холодными ваннами», построенное в 1860-м и, как и улица, названное в честь наследника престола, так и не ставшего императором. С 1870-го тут оказывались и лечебные услуги — были грязевые ванны и обертывания, массаж.

Пример императора оказался заразительным, Либава постепенно превращалась в модное курортное местечко, а район вблизи моря и Приморского парка быстро развивался. Названия улиц говорят сами за себя — Купальная (Пелду или Бадештрассе), Кургаузский (Курмаяс) проспект. И, разумеется, огромный вклад в застройку этого района внес Паул Макс Берчи . В 1871-м он разработал первый вариант здания Кургауза в классическом стиле с колоннадой. Двумя годами позже были созданы еще два варианта. Они были выдержаны в эстетике «швейцарского дома», который стал очень популярным в Европе в 1860-х — эдакий дачный стиль с деревянным каркасом, резьбой и прочим декором. Как отмечает Имант Ланцманис в книге Bertschy, это не слишком отвечало пристрастиям самого Берчи, но приходилось следовать вкусам публики. Один из этих проектов и был реализован в Приморском парке к 1875 году. Кургауз получился просторным — с большим концертным залом, где можно было и театральные представления устраивать, и танцевальные вечера. Были ресторан, бильярдная, читальня и 30 гостиничных номеров. Также была и летняя часть — с рестораном под открытым небом и эстрадой с «ракушкой» для оркестра.

Кургауз быстро стал популярным местом. Газета Libausche Zeitung постоянно публиковала объявления о разных концертах, а иногда отчитывалась и уже прошедшие. Например, в августе 1876 года газета рассказала о благотворительном концерте, организованном по инициативе группы приезжих отдыхающих и нескольких горожан «въ пользу страдальцевъ отъ мусульманскихъ свирѣпыхъ изтязанiй въ югославянскихъ земляхъ». Далее перечисляется, кто принял «благосклонное участiе» в концерте. Отмечается, что «залъ былъ переполненъ, рукоплесканія безконечны». Выручка — за вычетом организационных расходов — составила 393 рубля. Затем следовали благодарности всем, кто содействовал устройству благотворительного концерта, среди прочего говорилось, что концертный рояль бесплатно предоставило Промышленное Общество (взяв на себя и заботы по переноске инструмента туда и обратно), а Комитет морских купаний безвозмездно предоставил зал Кургауза.

В канун пасхи 1880 года в Libausche Zeitung появляется огромное объявление за подписью герра В. Вейдтландта, в котором он извещает почтеннѣйшую публику, что Комиссия по управлению Либавскими морскими купаниями передала ему хозяйствование и заведование Кургаузом. Открытие Кургауза было назначено на 20 апреля, первый день пасхи. Ах, сколько концертов самых разных жанров устраивали здесь заезжие артисты и местные дарования! Как раз в это время рождается и тот музыкальный коллектив, который позже станет Лиепайским симфоническим оркестром.

В 1902 году Паул Макс Берчи построил новое здание Николаевского купального заведения — в своей излюбленной манере — с колоннадой в стиле дорического ордера и низким куполом. Если встать спиной к колоннам, то впереди в конце аллеи можно увидеть Лебединый пруд с беседкой на островке посреди пруда. Беседка выдержана в том же стиле — ступеньки, колонны, купол. Ранее по проектам Берчи на пляже были выстроены мужские и женские раздевалки, душевые и т.д.  

От Лебединого пруда расходятся улицы парковой зоны, где в последние десятилетия XIX века бурно росли дачи и виллы зажиточных горожан, а также для сдачи приезжим внаем. Многие из них построил Паул Макс Берчи. Имант Ланцманис отмечает, что Либава со своими «дачными колониями» опередила Ригу, где строительство вилл в районе нынешнего Межапарка началось лишь в 1902 году. Очень многие виллы в Приморском саду — в том же «швейцарском стиле», часто встречаются башенки, галереи, обилие деревянной резьбы.

Далеко не все эти здания сохранились.

Некоторые, благодаря нынешним владельцам, радуют глаз. К примеру, дом на Хика 14 (проект 1885 г.), возведенный в стиле швейцарского шале для строительного подрядчика Генриха Демме. Или вилла Волхейма на Хика 9. Она была завершено в 1899-м, здание позже перешло к совладельцу фирмы по экспорту мяса Mariott & Seligmann Алфреду Зелигману и стало называться Villa Rhenania. Вилла Нойя Пинеса на Хика 5 (1898) создана Берчи в еще более сдержанном стиле, башенка стала главным акцентом.

Некоторые когда-то роскошные здания сейчас выглядят совсем неказисто, например, вилла Лазаря Ростовского на Пелду 56, спроектированная Берчи в 1890 году. А ведь она сыграла немалую роль в истории Латвии — здесь, как уже рассказывал Rus.Lsm.lv, размещалось консульство Великобритании, в котором дни после апрельского переворота 1919 года укрывались Карлис Улманис и другие министры Временного правительства.

Курортная Либава была весьма популярна у истеблишмента Российской империи. Реклама морских купаний в Либаве в адресном справочнике Санкт-Петербурга 1893 года занимает страницу и красочно расписывает все прелести отдыха в этой провинции у моря.

С началом Первой мировой войны этот период Либавского курорта завершился. В следующей части будет рассказано о жизни курорта во времена Первой Республики и советской власти.

P.S. Изначально все здания — купальное заведение, кургауз, виллы — были гораздо ближе к воде. И на старинных фотографиях это прекрасно видно. В силу естественных геологических процессов береговая линия постоянно меняется, в этой части Лиепаи вода отступает, а в районе Каросты — наоборот.

Rus.Lsm.lv благодарит за помощь и информационную поддержку районного архитектора Лиепайской Строительной управы Гунту Шнипке, инспектора по охране памятников Лиепайской Стройуправы Илзе Бернате и главного хранителя фондов Лиепайского музея Риту Круминю. Особая благодарность — Лиепайскому музею за архивные материалы.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное