Из истории Лиепаи: Старейший рынок — старый новый Петертиргус

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

1 октября 1910 года двери для покупателей распахнул новый павильон Петертиргуса, Петровского рынка — крытые мясные ряды, построенные в стиле модерн по проекту архитектора Луи Мелвилла. Это здание заслуженно называют одним из самых красивых торговых павильонов Европы.

Старейший рынок Либау находился возле лютеранской церкви Св. Анны. На рыночной площади перед церковью проводились казни и другие публичные наказания, последний смертный приговор здесь был приведен в исполнение в 1792 году.

Рынок назывался (и называется до сих пор) Pētertirgus, он же Петровский, но вовсе не в честь Петра I. По одной из версий, Петер Бирон, последний герцог Курляндии, жил в Либау в 1795 году, незадолго до присоединения герцогства к Российской империи. Горожане не раз видели сиятельную персону в городе и назвали рынок в его честь.

Разумеется, это был не единственный рынок в городе. Где и какие рынки были, могут рассказать названия улиц Старой Лиепаи. На перекрестке нынешних улиц Зивью и Пелду был Рыбный рынок. Рядом, на улице Малкас — правильно, дровяной. Здесь же, как говорит историк Юрис Ракис, был и «куриный» рынок, тут продавали птицу для дальнейшего выращивания. Горожане раньше и скот держали, да и лошадей кормить надо было. Так что был и Сенной рынок — на нынешней площади Куршу. Ведет к ней улица Сиена, она находится неподалеку от Петертиргуса. Сенной рынок был на тогдашней границе города: за площадью Куршу начинались луга, и сейчас там — улицы Лауку (Полевая), Пляву (Луговая), Ганибу (Пастбищная)...

В Новой Лиепае был только один рынок — Annas tirgus, Annenmarkt или Анненский. Но он, как говорит Юрис Ракис, изначально был ярмарочным, и лишь много позже стал «обычным». А где ярмарка, там и цирк — слоны и верблюды работали «ходячей рекламой», атлеты зазывали местных помериться силами... Но это — тема для отдельного рассказа.

На плане Либавы 1797 года Петровский рынок упоминается как «Старый», Alter Markt. Потому что в конце XVIII века стал бурно развиваться нынешний центр города, и возле Ратуши на Große Straße, Большой улице или Лиела, был устроен Новый рынок.

Надо заметить, что улица Лиела продолжалась Kauf Straße, Торговой, она же Тиргоню, которая вела к Alter Markt. Там, на Старом рынке, в 1861 году на средства города были построены два крытых мясных павильона. У некоторых торговцев были маленькие лавки, а крестьяне, приезжавшие на рынок на груженных сельхозпродукцией телегах, торговали попросту с возов. В начале XX века рынок стал мешать движению транспорта. 

И в 1908-1910 гг. архитектор Луи Мелвилл и либавский городской инженер Георг фон Малм строят нынешний павильон Петровского рынка, чуть-чуть в стороне от исторического места. Луи Мелвилл идеально вписал крытые мясные ряды в «сакральный треугольник»: вокруг рынка стоят лютеранская церковь Святой Анны, католический собор Святого Иосифа, третьей вершиной треугольника до 1941 года была Хоральная синагога. Как заметил автор многих трудов по истории архитектуры Янис Крастиньш в книге «Лиепая. Архитектура югендстиля», здание авторства Мелвилла не раз называли одним «из самых красивых торговых павильонов Европы». Говоря об архитектурном решении, Крастиньш назвал его ритмичным и насыщенным, эклектичным, но с четко просматриваемым стилем модерна в деталях — дверных проемах, мансардных окнах, разделенных на несколько вертикальных частей под общей круглой аркой. Отметил он и изящные металлические конструкции крыши, и то, что пронизанное светом внутреннее пространство вызывает ощущение легкости.

Еще за несколько лет до выхода книги «Лиепая. Архитектура югендстиля» лиепайский архитектор Гунта Шнипке опубликовала в журнале Latvijas Architektūra цикл статей, посвященных ее предшественникам, лиепайским архитекторам, работавшим в югендстиле, в том числе и Луи Мелвиллу. Конечно, она не обошла вниманием и мясной павильон. Гунта Шнипке отметила, что характерные для стиля модерн элементы декора можно увидеть только в отделке фасадов и угловых башенок. И обратила внимание на утилитарные, но очень интересные моменты — пол сделан с легким скосом, чтобы при мытье вся вода быстро уходила по боковым желобам в канализацию. А в подвальных помещениях, где сейчас торгуют рыбой, когда-то были погреба для льда.

В начале октября 1910 года газета Latweeschu Awises сообщала, что 30 сентября новый мясной павильон сдан в эксплуатацию и 1 октября распахнул двери для покупателей. И добавляла: строительство обошлось городу в 150 тысяч рублей.

А газета Leepajas Atbalss 9 октября 1910 года писала, что на Петертиргусе санитарная полиция конфисковала у некоего продавца восемь пудов попорченных фруктов и привлекла его к ответственности.

Любопытно, что старое поколение лиепайчан (а вслед за ними и младшие) называет крытый павильон «Шары», с ударением на А. Юрис Ракис говорит, что истоки — в немецком слове sharen, мол, так когда-то крытые торговые ряды называли. «Шары» — гораздо короче и сразу понятно, о чем речь. Лиепайский историк подчеркивает еще один момент: Петертиргус — единственный в Латвии рынок, работающий каждый день!   

В 2016-м исторический павильон реконструировали, и правление Петертиргуса было очень благодарно за помощь Юрису Ракису — он предоставил реставраторам фотографии из своего архива. С помощью специалистов Строительной управы по старым фотографиям удалось понять, какие материалы и краски использовать во время ремонтных работ, чтобы не повредить уникальное здание.

После открытия крытого павильона Петертиргуса городские власти решили закрыть Новый рынок и озеленить рыночную площадь. Так появилась всем известная Рожу лаукумс, Площадь роз.

Rus.Lsm.lv благодарит историка Юриса Ракиса, архитектора Гунту Шнипке, главного хранителя фондов Лиепайского музея Риту Круминю за помощь в подготовке материала и фотографии.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное